Новый «КиноПоиск», запущенный «Яндексом» 8 октября, вызвал бурю обсуждений в Интернете. За 10 лет ресурс накопил огромную базу информации о фильмах и сериалах всего мира. Пользователи оставили там более 200 миллионов оценок. Однако жизнь, связанная с кино, существенным образом изменилась, и «Яндекс» решил обновить «КиноПоиск». О том, каким стал сайт и какие задачи ставили перед собой его создатели, а также о судьбе обновленной версии ресурса – в интервью с руководителем «КиноПоиска» Ольгой Мансуровой.
– Ольга, какая задача стояла при обновлении популярного у аудитории «КиноПоиска»?
– Сегодня мы не можем сходу ответить на вопрос: «Что я буду смотреть сегодня?». И что мы делаем? Кто-то идет на «КиноПоиск» и смотрит рейтинги, кто-то спрашивает совета у друзей, кто-то собирает фильмы в списки, а кто-то смотрит за списками других. Главный вопрос который интересует кинолюбителей сейчас: как мне выбрать, что посмотреть, когда я не знаю, что конкретно хочу увидеть? Сейчас процесс выбора довольно долог. Люди больше тратят времени на поиск нужного фильма, чем на сам просмотр. Раньше на «КиноПоиске» можно было найти свое кино, а сейчас мы предлагаем еще и просто, быстро выбрать, что посмотреть.
По данным пресс-службы «Яндекса», за последний год пользователи Челябинска посетили страницы более семи тысяч фильмов, в общей сложности около 20 миллионов раз. 46% картин, заинтересовавших челябинцев, вышли в 2010 году и позже. Еще 31% – это кино «нулевых», оставшиеся 23% – картины XХ века. Чаще всего челябинцы просматривали фильмы, которые шли в широком прокате в сезоне 2014–2015. Девять картин из топ-10 – иностранные. Единственная российская в этой десятке – «Левиафан».
– Рассчитываете ли вы на увеличение посетителей ресурса?
– Я верю, что гораздо больше людей к нам придут и будут пользоваться регулярнее.
– Какой стала аудитория «КиноПоиска» сегодня и что изменилось?
– «КиноПоиск» взрослеет вместе со своей аудиторией. Несколько лет назад возраст наших основных пользователей был 18–24 года. Сейчас их по прежнему много, но возрастным пиком стало 25–34 года. Аудитория растет, и есть новые пользователи, иначе мы бы так и двигались по возрастной шкале. Стоит отметить, что у нас чуть больше мужчин, чем женщин в среднем по Интернету. Кроме того, у нас большая мобильная аудитория, так как наши приложения крайне популярны. И наша аудитория гораздо менее столичная, чем у других тематических сайтов. В городах с населением 100 тысяч человек и меньше достаточно большое число пользователей. Кажется, что для региональной публики кино – гораздо более важный и часто используемый вид досуга, чем для столичных жителей.
– В новой версии «КиноПоиска» исчезла возможность заказа и покупки фильмов на носителях. С чем это связано?
– У нас есть партнерская программа с «Озоном», и пользователи «КиноПоиска» могли заказывать и покупать фильмы на DVD, Blu-Ray и прочих носителях, но этого практически никто не делает. Мы эту партнерскую программу поддерживали много лет. Однако мир изменился и носители ушли в историю. Рынок задвигает физические носители, а мы следуем вместе с рынком.
– От чего вам еще пришлось отказаться при разработке новой версии сайта?
– Мы, правда, очень были сфокусированы на том, чтобы все переехало. Например, в старом «КиноПоиске» надо было искать отдельную страницу, отдельный раздел, где перечислены все фильмы, получавшие «Оскар». В новой версии сайта можно зайти в каталог всех фильмов и выбрать «Оскар» в общем интерфейсе. Таким образом можно быстро найти фильмы признанные кинематографическим сообществом.
– Ольга, «переехало» все?
– Мы ни от чего не отказывались, а сделали все проще и удобнее, быстрее.
– У вас теперь будет много платного контента. В то же время регионы ориентированы на бесплатный контент, в том числе пиратский. Как вы планируете охватить эту аудиторию?
– Платного контента немного: примерно 80% на 20%. Понятно, что массовая публика не платит за фильмы. Конечно, для нас актуален именно бесплатный просмотр. А платный контент нужно очень хорошо развивать, чтобы это стоило тех денег и было правда удобно и каждый человек понимал, за что он платит. Вопрос ценообразования – это вопрос отношений наших партнеров с правообладателями кинокартин.
«КиноПоиск» – крупнейший русскоязычный сервис о кино. Запущен в 2003 г., а в 2013-м стал частью «Яндекса». По данным «Яндекс.Метрики», месячная аудитория проекта составляет 33 млн уникальных посетителей.
– Вы интегрировались с «Яндекс. Билетами». Как вы с ними кооперируетесь, так как в регионах не так много кинотеатров, которые работают с этим сервисом? Как-то планируется подстегнуть развитие этого сервиса?
– Мы заинтересованы, чтобы как можно большее число кинотеатров продавали билеты вместе с ними. Но существуют некоторые нюансы. Так, у кинотеатра как минимум должна быть информационная система, способная проинтегрироваться. Я знаю, что «Яндекс.Билеты» интегрированы сегодня со всеми крупнейшими киносетями.
– На ваш взгляд, насколько эффективна борьба с пиратством в Рунете?
– Мы уверены, что запуск обновленного проекта поможет привлечь внимание массовой аудитории именно к легальному контенту. Все фильмы и сериалы теперь можно смотреть прямо на «КиноПоиске». И это стало возможным благодаря интеграции сервиса с онлайн-кинотеатрами и телеканалами, которые предлагают качественный и легальный контент. Мы хотим, чтобы люди смотрели только хорошее кино.
Перезапуск «КиноПоиска» вызвал множество негативных отзывов пользователей. В связи с этим руководство вернуло прежний сайт, а новую версию разместило по другому адресу и заявило о ее доработке.
Свою позицию руководство опубликовало в официальном блоге «Яндекс». «Мы долго готовились к перезапуску: с мая в закрытом тестировании «КиноПоиска» поучаствовали активные пользователи сайта, партнеры, сотрудники «Яндекса», – говорится в сообщении. – Мы поработали с большим количеством отзывов и постарались учесть все замечания, но, к сожалению, для многих обновление все равно оказалось слишком радикальным. Кроме того, у многих пользователей возникали технические проблемы.
Мы просим прощения у всех, кто столкнулся с трудностями в обновленном «КиноПоиске», и как только это станет возможным технически, откроем для пользователей версию сайта в прежнем дизайне на отдельном домене. Эта версия будет работать до тех пор, пока мы не убедимся, что подготовили все условия для комфортного переезда всех наших пользователей.
Команда «КиноПоиска» продолжает собирать отзывы: нам важно убедиться, что все новые функции понятны, и мы сохранили все значимые вещи, о которых нас просили пользователи. Благодарим вас всех за неравнодушие».
Фото: Фото предоставлено пресс-службой компании «Яндекс»