Можно ли спешить на спектакль, как на пожар? Можно, особенно если вы – пожарный. Вечером 5 октября пожарный расчет примчался к зданию краеведческого музея – кто-то из челябинцев заметил здесь огромные языки пламени. Но горело не здание, а спектакль. А вернее, перфоманс «Куб», который был представлен в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер 2016» творческим коллективом «Студия «М». Здесь, впрочем, нужно обязательно сделать оговорку: перфоманс «Куб» ярко горел, но не прогорел. Вот так.
Странный, все-таки, у нас коллектив краеведческого музея! Вместо того, чтобы зорко стоять на страже музейных экспонатов: «Руками не трогать!», здесь соорудили концертную площадку с танцполом из лиственницы и откопали старый подвал, в котором разместился небольшой театрик. Второй год на площадке музея проводится фестиваль «Дебаркадер». Эта прекрасная возможность заявить о себе как молодым дарованиям, так и опытным, но пока еще не признанным деятелям искусства. Билетов на представления не продают – вход свободный. Заинтересовался – тормозни. Не нравится – шагай мимо. Все как в жизни.
Что такое «Куб»? Как заявлено в афише, это уличный визуальный спектакль-перфоманс с элементами пластического театра и философской клоунады, спектакль-ностальгия по тому, что сокрыто под слоем массовой культуры. Уличные зрители, которые уже видели что-то подобное, заметили, что постановщик Радик Рябков внес в перфоманс какие-то изменения. Видимо, отсек что-то лишнее и подчеркнул самое лучшее. Об этом можно только догадываться. Так и что же все-таки получилось в итоге?
Авторитетный человек в области театрального искусства, режиссер театра «Манекен» Владимир Филонов, ссылаясь на более авторитетного человека – Вячеслава Полунина, примерно так объяснил задачу уличного театра: вот идет по городу человек, и видит некое действо. И вот он остановился и на какое-то время забыл про все. И с тех пор уголок города, в котором он бывал не раз и который, возможно, прежде не вызывал никаких эмоций, стал ассоциироваться с конкретным событием. Часто эмоции остаются в памяти дольше и ярче, чем какие-то даты. Человек живет чувствами.
В этот вечер на ступеньках краеведческого музея собралось довольно приличное количество зрителей. Говорят, что около 500 человек, но кто считал? На площадке стояла металлическая конструкция внушительных размеров. Актеры что-то говорили на языке, чем-то напоминающем японский. Пели, шутили, рубили японскими мечами-катанами картонные стены. На асфальте вместо осенних листьев лежали разбросанные листы бумаги. Девушка, забравшаяся на куб, зажгла файер. И в финале в центре заполыхал шар из хвороста. (Это и стало причной вызова пожарных). Что к чему?
Я думаю, если человек не понял смысла происходящего, то это вовсе не значит, что все было плохо. Зрители реагировали на перфоманс довольно живо. Кому-то даже посчастливилось на несколько минут принять участие в спектакле. Люди улыбались. Может быть и они, как автор, не смогли понять главную идею перфоманса (а надо ли?), но зато получили эмоции и что-то почувствовали. А чувства можно объяснить не всегда...
Афиша фестиваля «Дебаркадер 2016»
8 октября, 14:00–21:00
Драматургический марафон – читка пьес челябинского драматурга Анастасии Малейко (дебаркадер, МВЦ).
11 октября, 18:00
«Ставка» – спектакль театрального курса Челябинского института культуры по пьесе Дмитрия Быкова (дебаркадер).
22 октября, 14:00–21:00
Драматургический марафон – читка пьес челябинского драматурга Егора Черлака – Геннадия Григорьева (дебаркадер, МВЦ).
26 октября, 18:00
«Лейтенант с острова Инишмор» – спектакль озёрского театра драмы «Наш дом» по пьесе Мартина МакДонаха (дебаркадер).
28–31 октября
Цикл лекций Алексея Киселёва (журнал «Афиша», Москва) о современном театре: «15 спектаклей, изменивших ход истории», «Из чего состоит современный театр», «Театр в голове, или Почему нам одно нравится, а другое нет», «Театр будущего» (МВЦ).
28 октября, 18:00
«Блики» – радение на воде. Авторы: Антон и Елена Сластниковы (художники), Мария Грейф (хореограф), Дмитрий Иванченко (видеоинсталляция), исполняют артисты Челябинского молодёжного театра (дебаркадер).
31 октября, начало в 18:00
«Смерть театрального критика» – читка пьесы с последующим обсуждением. Дискуссия о современном театральном процессе и об итогах фестиваля «Дебаркадер-2016» (дебаркадер).
Фото: Фото Юрия Ермолина