Думаете, взрослого человека сложно чем-то удивить? А как насчет того, чтобы пролететь над городом на пассажирском самолете и самостоятельно совершить посадку? Уже почти 2 года в центре Челябинска можно найти часть фюзеляжа Ту-154, который благодаря усилиям энтузиастов превратился в интерактивный авиамузей, аналогов которому нет ни в одном городе мира. Бывший пилот гражданской авиации поделился некоторыми секретами создания этого проекта, а также рассказал, кому будет особенно полезно посетить данный музей, а кому делать этого не стоит.
Избавят от аэрофобии
Авиапроект «Крылья Советов» позволяет погрузиться в профессию пилота и прочувствовать, как все происходит в реальности. На входе гостей встречает бортпроводник и провожает их на трап, но не в салон, а в кабину пилота.
Кабина самолета Ту-154 сохранила дух истории. Только представьте, этот самолет совершал полеты по России и странам зарубежья целых 36 лет — с 1980 по 2016 год. Когда срок его эксплуатации подошел к концу, кабину и салон бизнес-класса лайнера отреставрировали, а чтобы собрать виртуальную «начинку» и отрисовать города и аэропорты со всего мира, создателям проекта понадобилось два года. Теперь Ту-154 дарит челябинцам и гостям города возможность попробовать себя в роли командира воздушного судна.
Кстати, если боитесь летать, — смело садитесь за штурвал. Авиасимулятор отлично избавляет от аэрофобии и не имеет никаких ограничений по здоровью.
Как создавалась «начинка»
Первое, на что обращаешь внимание, попадая внутрь фюзеляжа, — это оригинальные детали лайнера. И кресла салона, и оборудование кабины остались настоящими — именно эти штурвалы держали в своих руках пилоты в течение 36 лет, поднимаясь в небо. Локатор был разработан в 1968 году, и даже номер лайнера «85434», под которым самолет был зарегистрирован в реестре, остался нетронутым.
Сопровождать гостей на протяжении всего полета — от взлета до посадки — будет бывший пилот гражданской авиации Владимир Шмаков, посвятивший небу всю свою жизнь. Но для начала, конечно, он проведет подробную инструкцию.
— Стоит отметить, Ту-154 — проект классического самолета, где всё управляется механикой. Поэтому в кабине необходимо сосредоточить внимание на главных приборах: указателе скорости, указателе авиагоризонта, который показывает положение самолета в пространстве, и на треугольном индексе, который показывает крены. Также на панели инструментов можно увидеть контур самолета и директорные стрелки, которые помогают при заходе по приборам. На экране можно отследить опасные метеоявления при полете, чтобы обойти их, — рассказал Владимир.
Педали необходимы для выдерживания направления на взлете и на посадке, а также выполняют роль тормозов — торможение происходит основными стойками шасси. Если нажать одну из педалей сильнее, самолет наклонится в сторону.
На панели также есть прибор, который считывает курс, и указатель набора и снижения высоты — вариометр (можно выбрать 5, 10, 20 или 30 метров в секунду). Вместе с пилотом пытаемся занять и выдержать высоту 600 метров.
Стартуем из Баландино
Вылетаем из Баландино. Картинки за бортом прорисованы до мельчайших деталей и формируются несколькими проекторами — набирая высоту, весь город видно как на ладони. На выбор здесь предоставлено множество аэропортов мира. Но для начала, если есть желание, можно пролететь над своим домом, Кировкой, Шершневским водохранилищем и городскими озерами, любуясь пейзажами. Шум двигателя, вибрация и качественная визуализация буквально погружают в атмосферу полета.
Очень хочется как можно больше смотреть в иллюминатор, но времени на это нет — нужно следить за приборами.
— Самолеты не летают по визуальным правилам, поэтому, если вы планируете «полететь вдоль речки, а потом развернуться», это вряд ли удастся. Вся работа идет по приборам, и все внимание сконцентрировано именно на них. Нужно выдержать верные параметры, не делая резких движений, небольшое отклонение от курса — и сработают датчики, — говорит Владимир.
Пилотировать на самом деле очень сложно — например, после кренения или набора высоты штурвал нужно не забыть вернуть в исходное положение и зафиксировать его. Немного напоминает руль автомобиля, но всё же сравнивать эти ощущения невозможно. Работа пилота просчитана на несколько шагов вперед, как у шахматиста, и требует очень большого внимания.
Кстати, если вы хотите какого-то экшена, например смоделировать ситуацию отказа двигателя, это тоже возможно. Но все-таки цель проекта иная — научить делать правильно, а не плохо. Чтобы посадить самолет с отказавшим двигателем, нужно прийти сюда не один раз и стать настоящим профессионалом. Но и это возможно — авиамузей работает 6 дней в неделю, так что добро пожаловать.
А пока те, кому управление самолетом покажется слишком простым, могут выбрать плохие метеоусловия — дождь, туман. В этом случае держать ситуацию под контролем становится в разы сложнее. Чуть сильнее потянул штурвал — и вместо аплодисментов ваши пассажиры достанут пакетики.
Круче, чем гидравлика
Многие геймеры и фанаты аттракционов, повидавшие многое, говорят, что авиапроект «Крылья Советов» круче, чем гидравлика, хотя этот самолет стационарный. По крайней мере, попробовать полетать на нем точно стоит, чтобы сравнить ощущения.
Ещё один плюс — в отличие от строгих требований, которые предъявляют к физическому и эмоциональному здоровью реальных пилотов, а также ограничений на экстремальных аттракционах, в авиапроекте «Крылья Советов» может принять участие каждый, независимо от уровня подготовки и самочувствия. Прийти можно и компанией, но не более двух человек.
Единственное ограничение — возрастное. Посещение авиамузея рекомендуется людям от 16 лет, поскольку это не шоу, а интерактивная реальность, и гости здесь не зрители, а участники. К тому же непоседливым малышам, которые ничего не понимают в приборах, может стать просто скучно.
Кстати, здесь разрешена фотосъемка, поэтому, если хотите крутые фото, лучше одеться максимально приближенно к образу пилота, чтобы органично выглядеть в этом антураже.
Фото: авиапроект «Крылья Советов»
Следующий проект «Крылья Советов» будет посвящен самолету Boeing — еще один фюзеляж появится в соседнем помещении примерно через 1,5–2 года. Так что у гостей будет возможность почувствовать и сравнить, как изменилась авиация.
И прекрасным завершением дня в музее станут исторические факты, которыми с удовольствием поделится пилот. Здесь можно услышать истории о создании самолетов и самых сложных полетах. Например, рекордный перелет на самолёте АНТ-25 из Москвы в Ванкувер занял 63 часа 25 минут. Это был первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США. Когда лайнер набирал высоту, он потерял масло и другие технические жидкости из-за обледенения. Тогда командир экипажа Валерий Чкалов предложил залить вместо них чай и кофе. Несмотря на все трудности и кислородное голодание пилотов, самолет удачно приземлился. И это лишь одна из многих историй, о которых можно узнать в музее авиации. Кто знает, может быть, кто-то, посетив проект «Крылья Советов», тоже захочет стать настоящим пилотом?
Также здесь можно приобрести в подарок приглашения на посещение интерактивного авиамузея и подарить своим друзьям, близким или бизнес-партнерам невероятные эмоции. А приятные авиасувениры придутся по вкусу как детям, так и взрослым.
В общем, это отличный презент для тех, кто охотится за новыми впечатлениями и волнительным опытом!
Авиапроект «Крылья Советов»,
Челябинск, пр. Ленина, 2;
8 (351) 247-88-44;
www.tu-154.com;
Instagram;
«ВКонтакте».
Возрастное ограничение: 16+