При пожаре в Южноуральске погиб трехлетний мальчик, которого летом находили спящим на дороге. Мать ребенка штрафовали и планировали ограничить в родительских правах, но от трагедии семью уберечь не смогли. Что было сделано соцзащитой — подробно рассказала уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова. Омбудсмен написала колонку о том, почему не всем родителям можно помочь. Приводим ее мнение от первого лица.
В Южноуральске погиб ребенок, которого летом видели на обочине. Сложно об этом говорить, но мне поступает много звонков и сообщений, нужно написать.
Мама этого ребенка не злоупотребляет алкоголем, но у нее есть определенные особенности здоровья, которые нуждаются в коррекции. Вообще, мам с определенными ограничениями здоровья немало. И в основном в острый период, когда им нужна медицинская и социальная помощь, они не справляются с выполнением родительских обязанностей.
Что в этих случаях делать? Оказать необходимую помощь и быть рядом, поддерживать и регулярно наблюдать. Если не помогает, искать ребенку другого взрослого, который сможет о нем позаботиться, или государственное учреждение.
Именно это и было сделано. Органами соцзащиты Южноуральска была проведена работа и привлечены дополнительные специалисты, ресурсы. Уже через несколько месяцев стало ясно, что работа не приносит ожидаемого результата, поэтому 16 октября прошлого года был подан иск в суд на ограничение в родительских правах. В рамках судебных заседаний было затребовано проведение медицинской экспертизы, в настоящее время решение суда не принято.
«Соцзащита постоянно выходила в семью на патронаж, в том числе проверяли электробезопасность»
В нашей стране много родителей, злоупотребляющих алкоголем, имеющих заболевания, которые могут препятствовать им в определенные периоды жизни выполнять свои родительские обязанности. Что с ними делать? Тотально у всех отнимать детей, лишать прав?
На мой взгляд, нужно выстраивать раннюю профилактическую работу, начиная с подросткового возраста — работать с детьми, которые еще будут родителями. Создавать адекватные и эффективные социальные сервисы.
Всех ли родителей можно реабилитировать и помочь? Конечно, нет. И если мы понимаем, что у родителя нет ресурсов, нужно решать вопрос с ограничением или лишением родительских прав и искать ребенку другую семью или госучреждение. Когда происходит такая беда, первое, что приходит в голову: «Нужно было забрать детей». И много лет проработавшие в системе сотрудники социальных служб чаще всего именно к этому и склоняются. В очевидных случаях угрозы жизни и здоровью ребенка сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками опеки детей происходит принудительное изъятие.
В этом случае были основания для ограничения в родительских правах матери по состоянию здоровья, и исковое заявление было подано в суд. Погиб маленький ребенок, и это беда.
«Понимание того, что было сделано очень много, не помогает перестать думать, что можно и нужно было сделать по-другому, чтобы предотвратить трагедию»
Согласны с автором?