Знаете, из чего пили чай наши предки 200 лет назад? Из сумавара. Никакой ошибки здесь нет: оказывается, русское слово «самовар» заимствовано из турецкого языка. Су – это вода, мавар – кувшин. В те времена это слово так и произносили. А попал самовар в Россию из… Голландии, откуда его привез Петр I.
Помните Фросю Бурлакову из популярной кинокомедии 60-х годов «Приходите завтра»? Девушка, приехавшая в столицу из сибирской деревни, заказала в ресторане привычные для нее «шесть стаканов чаю». Да что там шесть стаканов! Для того, чтобы согреться, сибиряки выпивали зараз по 15-20 чашек.
В прежние времена самовары делали как в Европе, так и в Азии, например, в Иране. Но настоящим произведением искусства, национальной гордостью самовар стал именно в России. Всем известно, что самоварами, как, кстати, и пряниками, славилась столица оружейников – Тула. Однако, самовары делали не только здесь, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Вятке, Архангельске, Угличе, а так же у наших соседей – в Екатеринбурге.
В музеях и частных коллекциях сохранились замечательные изделия русских мастеров. Прежде всего, это изделия мастеров из северной столицы с золочением поверхности и отделкой деталей из слоновой кости. В первой половине XIX века в Петербурге ценились изысканные изделия фабрики купца Дубинина, в Москве вошли в моду самовары фабрик Пеца, Севрюгина и Зотова. Отдельной страницей в истории самоваров стали изделия, выполненные в мастерской поставщика императорского двора Карла Фаберже.
Надо сказать, что как фабрики, так и отдельные мастера выпускали самовары самых разнообразных форм. Немногие из сохранившихся изделий повторяют формы русской посуды – братины или ендовы. В конце XYIII века с наступлением эпохи раннего классицизма утвари стали придавать новые формы. Сначала тулово самовара делали в форме вазы, потом появились «банки», «рюмки», «репки». Не меньшей популярностью пользовались «желуди», «цилиндры», «яйца», «дули». Были даже «самовар-бочонок» и «самовар-паровоз». Изделия украшались замысловатым орнаментом и нередко выполнялись из чистого серебра. На выставках лучшим самоварам вручались медали – оттиски наград помещались на сияющие бока победителей. Интересно, что цена самовара зависела не от красоты, а от веса: чем тяжелее самовар, тем дороже он стоил.
Наибольшее распространение получили самовары емкостью от трех до восьми литров. Существовали и вовсе небольшие, рассчитанные на 2-2,5 литра воды, они, как правило, имели форму шарика. Реже делались самовары на 12-15 литров, для больших коллективов – это так называемые «армейские» или «цыганские» самовары.
Сегодня образцы хороших русских самоваров на антикварном рынке встречаются редко. Цены на них различные, в зависимости от известности мастера и материала, из которого выполнено изделие. Петербургские и московские самовары с отделкой и слоновой кости с позолотой стоят от 2500 до 6000 долларов. Изделия, выполненные по эскизу художника В. Васнецова, еще дороже – 10-15 тысяч долларов.
Мы становимся свидетелями удивительного факта возрождения этого символа культуры. Сегодня, каждому из нас доступны роскошные самовары самых разнообразных форм и конструкций. Это и традиционные угольные самовары, изготовленные из высокопрочных материалов и обработанные специальными покрытиями для предотвращения образования ржавчины. Мы также можем обратить свое внимание и на более изысканные, коллекционные самовары, расписанные самым искусным рисунком.
Несмотря на кажущуюся сложность, использование угольного самовара не прекращено даже в наше время. Конечно же, их не применяют в квартирах, но такой атрибут исконно русского чаепития прекрасно украшает столы загородных домов, дач и коттеджей, вынесенные на улицы или на веранду.
Если раньше, чтобы привести самовар в дело, приходилось топить его, используя березовые щепки, шишки и прочее топливо, разгонять жар сапогом для топки и использовать самодельные куклы грелки, то сегодня использовать его одно удовольствие. В продаже имеется специальный уголь для самовара, представляющий собой аккуратный брикет, наполненный формовочным березовым углем. Щипцы для углей, а также жидкости для розжига и многое другое – проблем с выбором таких аксессуаров просто не встречается.
Из-за постоянного дыма латунь чернеет, но и это не является проблемой. Чистящие средства, деликатно относящиеся к поверхности, помогут сохранить любой самовар блестящим на долгие годы. А современные технологии изготовления несколько изменили конструкцию самовара, благодаря чему отводящая труба несколько отдалена от самого корпуса.
Ни с чем не сравнимый звук закипающей воды, бьющейся о латунь, и тот дымок, который смешивается с кипящей водой – создает определенную гармонию и чувство домашнего уюта. А свежезаваренный чай на березовых углях имеет ни с чем несравнимый вкус, совершенно отличный от того чая, который мы привыкли пить сегодня...