Тоннелепроходческий комплекс «Ловат» запущен сегодня в Челябинске. Канадская чудо-машина стоимостью 214,3 млн рублей, весом 450 тонн и длиной 95 метров должна к 2010 году обеспечить жителей южноуральской столицы первой веткой метрополитена.
Несмотря на пронизывающий холод, посмотреть на запуск комплекса собралось много народу. В торжественной церемонии приняли участие губернатор области Петр Сумин, мэр Челябинска Вячеслав Тарасов, президент канадской компании «Ловат» Рик Ловат. Губернатор поздравил горожан с приобретением чудо-машины, которая, по его словам, обеспечит прорыв в строительстве метро в Челябинске. Возведение подземки – больной вопрос для нашего города. Строительство началось в самое неподходящее время. Контракт на покупку канадского тоннелепроходческого комплекса был подписан еще в 1997 году, но дефолт внес свои коррективы, поэтому появление новой техники пришлось ждать семь лет.
У канадской компании «Ловат» есть традиция: покупатель обязательно должен назвать приобретенную технику женским именем. Челябинская машина получила имя «Алла». Рик Ловат предупредил собравшихся, что «Алла» – девушка прожорливая, и ее надо постоянно кормить. Шутки шутками, но средств на содержание комплекса действительно понадобится много.
«Купить такой комплекс мало, – говорит главный инженер ООО «Челябинскметростройпроект» Олег Агафонов. – Без хорошего финансирования это просто дорогая игрушка. Стоимость одного погонного метра при проходке составляет 300-400 тысяч рублей, то есть в месяц потребуется примерно 30-40 миллионов рублей. И это только на содержание комплекса, а ведь деньги нужны и на другие работы по строительству метро».
Опасения, что «Алла» может стать просто дорогой игрушкой, небеспочвенны. Такая ситуация сложилась в Красноярске, где из-за нехватки средств канадский комплекс простаивает, а метростроевцы бастуют и уже готовы продать чудо-технику. Но правительство Челябинской области настроено оптимистично, несмотря на то, что из федерального бюджета на строительство метро выделяется всего 20 процентов необходимых средств. Петр Сумин в декабре планирует встретиться с президентом Владимиром Путиным, чтобы решить эту проблему. Пока же из дополнительных доходов областного бюджета губернатор выделил на метро 200 миллионов рублей.
«В этом и следующем году у нас не будет проблем с финансированием, – утверждает Петр Сумин. – К 2006 году, когда увеличится объем работ, понадобится около 1 миллиарда 800 миллионов рублей. Но если экономика области будет работать так, как работает сегодня, деньги мы найдем. Самые тяжелые времена в строительстве метро мы уже пережили. Теперь мы будем действительно строить метро, а не мучиться».
Согласно программе, в 2010 году в столице Южного Урала должны быть запущены три станции метро: «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Комсомольская площадь». По расчетам транспортников, уже к 2015 году челябинское метро ежегодно будет перевозить 108,2 млн пассажиров. Как утверждают специалисты, теперь, когда в городе есть «Алла», дела пойдут гораздо быстрее, поскольку она способна рыть по 300 метров в месяц. Но пока строится метро, от города и области потребуется полная финансовая мобилизация.