Сайт Chelyabinsk.ru приготовил своим читателям сюрприз. В Год Молодежи мы решили подготовить серию материалов о молодежных субкультурах Челябинска, рассказать о том, кто такие готы, эмо, скинхеды, толкиенисты и многие другие. Мы будем писать о тех, кто не хочет вступать в «Молодую гвардию» или в «Соколы Жириновского», а надевают на шею тяжелые цепи, устраивает странные игры в кольчугах и проводит тусовки на кладбищах. Словом, о тех, кто бунтует против устоявшегося порядка вещей. Первые герои – челябинские готы.
Собирать информацию о неформалах пришлось по крупицам – не любят они внимания прессы. Поэтому редакция обращается к вам, уважаемые читатели, с большой просьбой: если у вас есть интересные сведения о зарождении и развитии в нашем городе неформальных молодежных объединений, присылайте свою информацию нам (may@info74.ru) и вы станете полноправными соавторами наших текстов.
Редакция
О готической культуре знают многие из нас, а вот о ее современных представителях информации, прямо скажем, меньше. Увидев гота на улице в Челябинске, одни безапелляционно заявят: сатанист; другие возразят: панк; третьи вообще спутают его с эмо; четвертые уверены, что готы – некроманты или вампиры-оборотни. В общем, нет четкого понимания, что это за субкультура и опасна ли она для общества. Корреспондент Chelyabinsk.ru попыталась приподнять завесу тайны и заглянуть в ранимые души челябинских «темных» романтиков.
Юноша бледный со взором потухшим
Первые представители готической культуры появились в Челябинске в начале 90-х. Конечно, имена пионеров этого движения давно канули в Лету, потому что сейчас этим людям сильно за 30, и их давно уже волнуют гораздо более приземленные темы, нежели мистическое очарование смерти. Однако есть несколько моментов, объединяющих первых готов с готами наших дней.
Во-первых, идейная дистрофия. После падения железного занавеса на территорию России селевым потоком хлынули западные субкультуры. Это казалось модным, пьянило новизной, но никто толком не знал, что с этим делать. И только в Москве и Питере, а также в некоторых приграничных городах (например, Калининграде) молодежные субкультуры оформились в нечто осязаемое. Владимир Гущин, известный санкт-петербургский исследователь молодежных субкультур, объясняет это тем, что в крупные города молодежные движения приходят в естественном виде, а вот в глубинку доходят эхом, то есть в виде искаженном.
Во-вторых, отсутствие мало-мальской организованности. В середине 90-х, когда Интернет был недоступным и дорогим видом связи, «темным» романтикам было непросто найти единомышленников. Современные же готы как раз из-за доступности Интернета просто разленились. Если судить по общению в форуме, собраться в каком-то месте для них проблематично: то денег нет, то атмосфера и компания не та, то погода не устраивает.
В Москве, например, есть несколько готических клубов, где парни и девушки в черных одеждах собираются на концерты любимых групп или просто тусуются по поводу и без. В Питере существует готическое сообщество, которое занимается организацией концертов, отслеживанием публикаций в прессе и научных работ по данной субкультуре. Челябинским готам такое только снится: единственный местный сайт chel.goths.ru, созданный в 2007 году энтузиастами движения, не обновлялся с того же 2007 года.
«Организаторов у нас таковых нет и никогда не было, – признается гот Mournful Life. – Небольшие группы представителей этой субкультуры сплачиваются вокруг своих лидеров – людей с большим стажем пребывания в ней. Как правило, такие лидеры не просто несут готические идеи в массы, но и узнают информацию о предстоящих концертах либо ближайших сходках».
Ну и, конечно, имидж. Не всякий человек, одетый в черное, есть гот – это надо понимать. В плане внешнего выражения своего мировоззрения «темные эстеты» весьма разнообразны. Есть готы-панки, которые носят кожаные куртки, рваные джинсы и украшают себя пирсингом и татуировками. Есть готы-язычники, которые носят мешковатую одежду, плащи и капюшоны. Они редко красят волосы и лицо, но зато питают слабость к деревянным и каменным рунам. Готы-андрогины гримируются как гейши, носят кожаные ошейники, высокие каблуки и корсеты – в общем, пытаются как-то скрыть свой пол. Готы-фетишисты больше походят на представителей БДСМ-культуры: надевают обтягивающую одежду из кожи или латекса, наносят вызывающий макияж, красят красным лаком ногти, а губы – алой помадой. Трайбл-готы – поклонники культа друидов. Встречаются чаще в столицах, нежели в уральской глубинке, но зато встреча с ними запоминается надолго, ведь они ходят по городу в костюмах кельтских воинов. Готы-романтики (это похоже на тавтологию, но есть и такие!) одеваются в платья викторианской эпохи и сооружают на голове сложные прически. Есть даже киберготы – пожалуй, самые радужные из всей субкультуры. Они красят волосы в яркие цвета, например в зеленый, голубой и даже оранжевый, украшают себя микросхемами и проводами, что довольно забавно.
На этапе формирования субкультуры музыка играла в ней ведущую роль, потому что именно она и положила ей начало. Первыми готами в России, можно сказать, были фанаты первых ласточек финского рока – групп HIM, To Die For, Sentenced и других. Потом, с развитием и разветвлением субкультуры, музыкальные пристрастия перестали играть важную роль. Теперь готы слушают все подряд, а те, кто слушают готический рок, не всегда являются приверженцами данной субкультуры. Просто людям нравится.
Пролетарские изыски
Места сборов готов в Челябинске:
– кладбища в черте города
– заброшенный элеватор возле горсада имени Пушкина
– строения, предназначенные для сноса
– подвалы и чердаки старых домов (особенно в рабочих районах Челябинска)
– сквер на Алом поле и ПКиО (во время больших тусовок и праздников типа Хеллоуина)
– территория Челябинского цинкового завода и Челябинского лакокрасочного завода
Длинные волосы, выкрашенные в черный цвет, выбеленное лицо, подведенные черным карандашом глаза, черные одежды и украшения оккультной или кельтской тематики – так выглядит среднестатистический гот, например, в Москве. Челябинский же быт вносит свои поправки не только в образ «темных романтиков», но и в их поведение. Культурологи в один голос говорят: очень важно, из каких других субкультур и даже социальных слоев приходят подростки в новое движение. В Москве, например, готическая тусовка образовалась на основе панковской, а вот в Петербурге в «темные романтики» ушла чуть ли не половина ролевиков, а также представители богемы. Именно это и накладывает отпечаток на массовое поведение субкультурщиков. В Москве они ценят активное и в большинстве своем бесцельное времяпрепровождение – в основном на концертах и пивных акциях. В Питере общение готов больше напоминает игры ролевиков с продуманным сюжетом, четким распределением ролей и хорошим реквизитом. Например, они приходят вечером на кладбище с настоящим гробом и по очереди хоронят друг друга в заранее обговоренном ритуале. Некоторые даже пишут для себя эпитафии, чтобы коллеги-готы не мучились придумыванием надгробных речей, а просто зачитали заготовку по бумажке.
В Челябинске таких изысков, увы, нет. У нас стандартный сценарий пролетарского досуга легко ложится на любую субкультуру, и потому большинство тусовок начинается со спонтанного распития спиртных напитков и заканчивается столь же логично – дракой.
Сами челябинские готы сильно и глубоко в душе от этого страдают, но поделать ничего не могут. Все что им остается – бессильно изливать тоску на форумах (орфография и пунктуация авторов сохранены для придания колорита):
Архангел: «Прошу меня простить если влезаю не в свое дело, но... В лес или на кладбище какое удовольствие ходить если учесть что там сейчас грязи по кончики эльфийских ушей. Одно дело в лес на тренировки мотаться, выносливость тренировать. Но ваши сборы, как я понимаю, сводятся к распитию спиртных напитков и трепу «за жизнь». Так не проще ли не морозить себя и собраться на квартире у кого-нибудь...»
ArGentum: «Целей нащих сборов не является распитие алкогольных напиков, тут вы не правы. Предже всего это общение. Хоть какое-нибудь, но все же. Пить или не пить каждый решает для себя. Достаточно вспомнить историю с 31 октября – когда весь вампирятник был пропитан запахом перегара. А мы, небольшой культурной компанией тихо-мирно сидели в кафешке и чудесно общались».
SilverBeast: «Насчёт вампирятника: думаесто мне што не всем па вкусу пресутствие тех жэ самых толкинистов и др самнительный личностей (с)... Насчёт кладбища: кладбище это не то место хде нужно сабираца толпою, там можно пагулять одному, ну или в дваём, насладиться тишиной и спокойствием этого места, но не толпой жэ... причём найдутсо «умные луди», каторые абизательно нажруцо в зюзю, и спокойно вести себя точно не будут...»
Гот на гота не приходится
Именно кладбища больше всего и страдают от нашествий людей в черных одеждах. Сломанные ограды, поврежденные кресты и надгробия – таков плачевный итог готических вакханалий. Директора челябинских кладбищ в унисон возмущаются и посылают проклятья на крашеные головы субкультурщиков, ибо восстанавливать разрушения приходится за свой счет.
«К сожалению, мы ничего не можем с ними сделать, – признается директор одного из челябинских кладбищ – Ни нашей группе быстрого реагирования, ни правоохранительным органам еще ни разу не удалось задержать вандалов».
«Мы уже устали от готических пьянок-гулянок, – подхватывает его коллега, но уже с другого конца города. – Вели бы себя тихо – ради бога, но постоянные стычки с бомжами заканчиваются разбитыми памятниками. И виновников не найти».
Оба директора попросили не называть их фамилий и кладбищ, потому что боятся мести темных и агрессивных романтиков.
Вообще на поведение готов это не совсем похоже. Социологи в один голос утверждают, что готы – самая безопасная из современных молодежных субкультур. Интернет пестрит описаниями готов как депрессивно-интровертивных эстетов с суицидальными побуждениями. Мол, для них превыше всего романтика и свобода, они тихи и ранимы, ценят прекрасное и мистическое. И даже традиционный напиток у них с вывертом – абсент. Достаточно дорого и отчасти незаконно, чтобы устраивать массовые возлияния. Поэтому многие готы предпочитают более экономичный вариант: пьют красное вино, символизирующее кровь. Но сколько такой «крови» нужно выпить, чтобы потом разломать четыре ограды и два памятника? Думаю, без водки с пивом здесь не обошлось.
«Я не верю, что готы могли сделать такое, – возмущается Mournful Life. – Мы никогда не были и не будем агрессивными, это противоречит самой идее субкультуры. Скорее всего, это были какие-нибудь малолетние придурки, наслушавшиеся Cradle Of Filth и возомнившие себя сатанистами. Они тоже носят черные одежды, иногда раскрашивают лица, и поэтому их принимают за нас».
Слова моего знакомого подтверждают и в УВД Челябинска.
«По всем актам вандализма, о которых заявили работники кладбищ, мы проводили проверки, – говорит инспектор штаба УВД Светлана Ершова. – Готы здесь ни при чем. Они ведут себя довольно мирно. А сломанные ограды и памятники – это, скорей всего, дело рук обыкновенных хулиганов».
Какая от готов польза
Некоторые специалисты утверждают, что готическая субкультура безобидна для общества. А эпатаж и вызывающий внешний вид – лишь сигнал подростка о помощи. Челябинский врач-психотерапевт Андрей Бабин считает, что готическое мировоззрение даже полезно для детской психики.
«Да, ребенок переживает депрессию и постоянно говорит о смерти, но умирать никто из готов не хочет, – поясняет он. – Наоборот, готы очень жизнелюбивы. А походив по краю пропасти, они впоследствии начинают больше ценить простые прелести жизни».
Как ни парадоксально звучит, но в кризис количество готов уменьшается, как и количество неврозов и психических расстройств. И наоборот, в благополучном обществе, например, в странах Скандинавии, самый высокий показатель депрессий и самоубийств. Дело в том, что пока человек борется за выживание, ему некогда рефлексировать.
Это натолкнуло меня на мысль, что бояться готов не надо. И лезть к ним в душу, предлагая сорок вариантов спасения, тоже. Самое главное – надо быть оптимистами. Подростки обращаются к готической субкультуре, потому что им не хватает душевных сил справиться с проблемами, потому что в семье у них не все благополучно. Поэтому позитивно настроенные люди, способные увлечь за собой, притягивают их. Надо использовать тягу готов к прекрасному во благо общества и их самих, помочь им найти свое место, почувствовать почву под ногами. Лучший способ для этого – увлечь подростка делом, которое кроме удовольствия принесет и материальное удовлетворение.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА