В Челябинске группа энтузиастов задалась вопросом, почему имя основателя столицы Южного Урала не увековечено хотя бы в названии окраинной улочки? Оказалось, что вспоминать о генерал-майоре Тевкелеве среди уральских историков не принято. Почему? 22 октября краеведы пытались найти ответ на этот вопрос на круглом столе «А. И. Тевкелев в контексте истории Южного Урала второй трети XVIII века». И в очередной раз плохо поняли друг друга.
Челябинск, как известно, основан в конце первой трети XVIII столетия. И имя его первостроителя вовсе не покрыто мраком. Вот только вспоминать о нем, а тем более признавать за ним определенные заслуги как-то не принято. Девять из десяти остановленных на улице челябинцев на вопрос, кто основал город, недоуменно пожмут плечами. А между тем личность генерал-майора Алексея Тевкелева, считающегося в исторических кругах тем самым «отцом-основателем», – предмет жарких споров.
Ларчик на самом деле открывается просто: татарский мирза и русский генерал Алексей Иванович Тевкелев, помощник начальника знаменитой оренбургской экспедиции, заложившей на территории современных Башкирии и Челябинской области множество крепостей, оставил о себе очень недобрую память. Большинство исследователей истории Южного Урала сходятся на том, что именно из-за жесткой политики Тевкелева в 1735-1740 годах разгорелось одно из крупнейших восстаний башкир против царской власти и ее эмиссаров. Подавлявший народные волнения с неимоверной жестокостью (сжег дотла несколько деревень вместе со всеми жителями) генерал-майор, естественно, прослыл в советской истории царским сатрапом, душителем свободолюбивого башкирского народа и вообще главным на Урале палачом. Логично, что как только поднимается вопрос об увековечивании имени такого монстра, башкиры резко высказываются против. А не считаться с их мнением, тем более на Южном Урале, конечно, нельзя.
«Но нельзя и однобоко рассматривать фигуру Тевкелева, – возражает доцент кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ Гайяз Самигулов. – Основатель Челябинска – личность крайне неоднозначная. Это доказывают и неутихающие споры вокруг его имени. Понятно, что башкиры представляют себе Тевкелева палачом и вообще воплощением зла. Другая же сторона, наоборот, рисует его как незаурядного деятеля, многое сделавшего для интеграции Урала в лоно Российской империи».
У защитников фигуры «башкирского палача» находятся свои доводы. Мол, в суровом восемнадцатом веке жестокости при подавлении бунтов были обычным делом. Да и жестокости эти якобы сильно преувеличены: офицеры, докладывая начальству о разгроме очередного стеньки разина, приукрашивали свои подвиги и преувеличивали потери противника. И вообще, нынче не советское время, когда любой чиновник на царской службе автоматически признавался исторической наукой волком в овечьей шкуре! А кто такой генерал-майор в масштабах Российской империи? Прямо скажем, небольшая величина. И даже в контексте оренбургской экспедиции, затеявшей и строительство крепостей, и расправу над вольными башкирами, Алексей Иванович всего лишь исполнитель.
Как там все было 270 лет назад, конечно, никто доподлинно не узнает. Многие склоняются к мнению, что с Тевкелевым или без него конфликт между русскими и башкирами был неизбежен: земледельцы-славяне и скотоводы-тюрки слишком по-разному относились к земле, к собственности, к понятию государства. И выступающие с точки зрения «земледельческой» цивилизации царские чиновники обязательно ущемляли интересы степняков, сами того не понимая. Как бы то ни было, нам остались лишь документы экспедиции и башкирские песни и сказания. И, конечно, памятник Тевкелеву на месте статуи Ленина на площади Революции никто ставить не собирается. Чтобы не обижать соседей и, как ни крути, по сравнению со славянами – коренных жителей Южного Урала. Настораживает другое. За потревоженным учеными-теоретиками призраком генерал-майора, не важно, палач он или мудрый дипломат, встают вполне современные вопросы.
«Взаимоотношения башкирского и русского народов в XVIII веке – дела давно минувших дней, – комментирует почетный академик Академии российских энциклопедий, известный исследователь истории Челябинска Владимир Боже. – Нельзя не понять башкир, помнящих нанесенные им русскими колонизаторами обиды. Но мы с вами живем в XXI веке, мы находимся совсем на другом уровне отношений между народами. Нельзя предъявлять современникам претензии за давнее прошлое!»
Нельзя так нельзя. Но создается впечатление, что кто-то это прошлое – кровавое и, что греха таить, несправедливое – старательно холит и лелеет. Во что может вылиться подобная злопамятность – видно на примере Прибалтики. Башкиры припомнят русским зверства Тевкелева и лишение прав на землю, русские спросят, кто резал гарнизоны в пограничных крепостях, им ответят еще чем-нибудь... И до межнационального конфликта в сердце РФ подать рукой. А ведь у обоих народов сегодня хватает и других забот, чтобы еще считаться вековыми обидами, о которых и помнят-то сегодня только историки...
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ