Салам алейкум, уважаемые читатели! Мы не случайно произнесли традиционное тюркское приветствие. Ведь сегодня у нас в гостях женщина, которая на днях стала официальным лидером Конгресса татар Челябинской области. И это первая женщина, которая даёт интервью рубрике «Поколение 74»!
Работая в бизнесе, Лена Колесникова уже всем всё доказала. Теперь для нее пришло время сосредоточить свои силы на общественной деятельности.
Зачем Лена Рафиковна едет на встречу с президентом Татарстана Шаймиевым? Как Колесникова и татарский Конгресс будут общаться с челябинской властью? И что по-татарски означает «яратам»?
– Лена, не трудно быть женщине общественным деятелем?
– В наши дни все чаще и чаще и в сюжетах телеканалов, и статьях газет фигурируют именно женщины с активной жизненной позицией. Да и в бизнесе мы видим, что все чаще и чаще лидерами опять же становятся женщины. Наверное, в наши дни это неизбежно на самом деле, потому что мужчинам приходится двигаться, пододвигаться, освобождать им дорогу...
– Лена Рафиковна, давайте сначала объясним, почему я вас называю Леной, а то любой наш посетитель подумает: «Что за фамильярность». Почему Лена, а не Елена?
– На самом деле верно Лена, а не Елена, потому что, когда я родилась, отец меня назвал именно Леной, в переводе с арабского языка означает «восточная». Именно так он настоял, чтобы было написано в свидетельстве, а впоследствии уже и в паспорте, то есть это говорит о моих тюркских корнях
– Расскажите, кто был ваш отец, что у вас за семья?
– Отец не был, он есть. Каримов Рафик Габбасович, родился он в селе Кунашак Челябинской области, в большой татарской семье. Ни для кого же не секрет, что в татарских семьях дети воспитываются где-то все-таки и по мусульманским традициям, это, прежде всего, уважение к ближнему, в первую очередь, даже уважение к мужчине, к старшему, это до сих пор сохраняется и в наших семьях с братом, и в моей семье непосредственно, главенствующая роль мужа не оспаривается.
– Олегу Алексеевичу повезло с супругой.
– Да, он считает, что ему повезло с супругой, он этого не скрывает, очень горд, что жена воспитывалась именно в таких традициях.
– Наверняка есть многие люди, которые говорят: «Лена Колесникова, кто это? Это жена Олега Колесникова». Обидно быть «женой Олега Колесникова»?
– Нет, нисколько, нисколько не обидно, потому что я считаю, что таких, как мой муж, достаточно мало мужчин. Я не только его люблю как жена, я его уважаю и как человека, и как мужчину, и как бизнесмена, потому что я считаю, что я многому у него в жизни научилась.
– А собственные, личные амбиции, наверное, все-таки у вас существуют? Вы хотите, возможно, не просто доказать в Челябинске, что вы не только жена Олега Колесникова, вы Лена Рафиковна Колесникова, общественный деятель, хозяйка бизнеса…
– Доказывать, наверное, я не хочу. Я просто это делаю изо дня в день, находясь на том посту, который сейчас я занимаю, это пост генерального директора аптек «Классика».
– Всем всё доказано.
– Да, из маленькой аптечной сети, даже еще тогда не сети,- там было всего 2-3 аптеки, -на сегодняшний день мы вышли на уровень в более 80 аптек, это 1800 сотрудников, которыми ежедневно надо руководить, куда-то направлять, каким-то образом вдохновлять. Поэтому я считаю, что я состоялась и отдельно от мужа, и, наверное, доказывать это уже никому не надо
– А вы амбициозный человек?
– Каких-то амбициозных планов я не строю, то есть я воспринимаю жизнь как она есть, вот она идет сегодня, дано нам свыше сегодня именно так, значит, будет так. Если этому суждено случиться, значит, случится, то есть, приложив немалые усилия, можно чего-то достигнуть. Но рваться куда-то и занимать чье-то чужое место, это, наверное, не мой стиль.
– На днях вы стали председателем исполкома такой серьезной общественной организации, как Конгресс татар Челябинской области, как это произошло? Как вы реализовали это желание? Были трудности?
– На самом деле все началось полгода назад, когда мне поступило предложение попробовать себя в роли лидера этой общественной организации. Первый мой ответ был «нет». Но потом, поговорив с людьми, вникнув в работу этой общественной организации, ознакомившись с уставом, я подумала: «Почему бы и нет?» Наверное, где-то в душе я всегда болела от того, что действительно с годами, даже на примере моей собственной семьи, дети начинают забывать свою родную речь, все меньше начинают общаться на родном языке, уходят куда-то традиции, уходят очень хорошие обычаи. И, наверное, это как раз и будет мой вклад к тому, чтобы национальную культуру татарского народа каким-то образом сохранять, расширять, углублять и внедрять в массы, делать ее более популярной.
– Что сегодня представляет собой общественная организация Конгресс татар? Каковы ее цели и задачи? Сколько членов?
– Конгресс объединяет всех татар Челябинской области, это 220 тысяч человек на сегодняшний день. Цели и задачи этой общественной организации – сохранение культуры татарского народа, сохранение его родного языка. Это работа с молодежью по воспитанию в духе традиций татарской семьи, в духе сохранения обычаев. Это еще и задачи в сфере и социальной, и в сфере образования.
– А ставит ли перед собой Конгресс татар какие-либо политические или предвыборные цели?
– Нет, Конгресс татар – это прежде всего общественная организация, а общественная организация вне политики, и никаких предвыборных амбиций она не имеет, никаких задач в политике она себе не ставит.
– В роли председателя исполкома какие ваши ближайшие планы, ваши ближайшие действия?
– Самые ближайшие планы – это сделать работу конгресса более доступной для всего населения Челябинской области. Для начала это будет создание сайта, где мы будем извещать о том, какая работа проводится, какие мероприятия в ближайшее время намечены. Сайт объединит все наши усилия, все наши интересы. Второе – я хочу возобновить выход газеты на национальном языке с дублированием на русском. Уже ведутся переговоры о том, чтобы возобновить передачи на канале, допустим ОТВ, на татарском языке. Если говорить о структуре исполкома, я бы хотела эту организационную структуру немножко поменять. Каждый член комитета должен за что-то конкретное отвечать.
– То есть опыт ведения бизнеса, той же сети аптек «Классика», вы будете переносить на работу исполкома?
– Я думаю, что опыт этот будет полезен. Я постараюсь что возможно, конечно, перенести на работу конгресса. Например, я бы хотела проводить заседания исполкома не в Челябинске, а выезжать на места. У меня опыт есть работы в «Классике», мы эти выездные заседания проводим, они приносят очень много пользы. Побывав на местах в области, можно, во-первых, общаться напрямую с теми людьми, которые всегда остаются за кадром, и из первых уст узнавать, какие у них задачи, какие проблемы, что бы они хотели изменить в работе конгресса, какие у них предложения.
– Лена Рафиковна, переведите, что я сейчас скажу. Яратам...
– Люблю.
– Это я к тому, что вы татарский язык-то знаете?
– Да, татарскую речь я понимаю очень хорошо, просто разговорные навыки у меня с каждым годом уходили и уходили, то есть я могу говорить, но очень медленно, не так, как на русском, потому что в семье отца и матери мы общались на татарском, а уже после того как вышла замуж, этих навыков у меня стало меньше.
– Вы Олегу Алексеевичу говорили когда-нибудь: «Яратам»?
– Я говорю это ему, и он говорит мне это постоянно. Он понимает очень много татарских слов. 20 лет совместной жизни не прошли даром, наши дети понимают татарскую речь, пусть не всю, но частично, интерес у них есть, у них есть словари, они смотрят, как там... Младшая, допустим, спрашивает: «Как солнце? Как луна? Как дождь?» Иной раз приходится ей все это объяснять.
– Кто будет платить деньги конгрессу? Сеть аптек «Классика»?
– Потенциал своего бизнеса я, конечно, буду использовать, но я думаю, что мы, наверное, будем вести переговоры и с другими бизнесменами города Челябинска, области, потому что общественная организация, ни для кого не секрет, всегда финансируется с помощью благотворительности, других статей дохода она не имеет.
– Кто у вас союзники в конгрессе? Ваши друзья? Есть ли у вас единомышленники, команда?
– Союзники... Когда говорят о союзниках, сразу можно говорить и о врагах. На самом деле союзники и враги появляются, когда идет какая-то борьба, или начинается война, или какие-то соревнования. Ни борьбы, ни соревнования, ни войны нет, поэтому о союзниках и врагах, наверное, говорить пока не стоит. Единомышленники есть, они есть и в исполкоме, они есть и в конгрессе, они есть и в области.
– Вопрос об исламе. Все-таки есть в этой религии определенные запреты, от вас никто не требует: «Фатима, прикрой личико»?
– Опять же повторю, конгресс татар – это все-таки светская организация. Но если вы были на конференции, вы знаете, что из уст самого муфтия Южного Урала Рината Раева прозвучало – если перевести на русский язык – благословение на грядущие дела. Из его рук я получила святую книгу Коран и белый платок, который, как он сказал, будет, как два крыла ангела, охранять меня от плохих намерений, от плохих людей, от плохих помыслов.
– А как семья вообще относится к вашей общественной деятельности?
– Дети, конечно, были сначала расстроены, что теперь будут видеть маму все реже и реже, но потом точно так же с полным пониманием, когда на второй день после конгресса мне пришлось рано утром ехать в Троицк, мой младший сын собрал мне в дорогу термос с бутербродами и сказал: «Мама, приезжай быстрее, мы тебя ждем».
– Расскажите немножко о своих детях, у вас ведь трое?
– У меня трое детей, старшей дочери 19, она учится в ЮУрГУ, получает профессию экономиста. Средний сын, ему девять лет, учится в 80-й гимназии. И младшей пять, она еще посещает детский сад. На самом деле семья дружная, все праздники, дни рождения, Новый год, какие-то события в жизни любого из членов семьи мы отмечаем всегда очень дружно, за общим столом, а татарские блюда, вы знаете, всегда очень вкусные, то есть очень много угощений, лакомств, песни опять же наши национальные. Ну, если говорить о том, что интернациональная семья, то и русские песни, и русская гармонь, отец Олега Алексеевича очень хорошо играет на гармошке как русские, так и татарские мелодии.
– А у вас любимое блюдо татарской кухни какое?
– Шурпа, в той традиционной подаче, как это делали мои дедушка и бабушка.
– Чувствуете ли вы социальную ответственность бизнеса перед обществом? Ведь сеть аптек «Классика» – это прибыльная организация, будете ли вы заниматься благотворительностью?
– Мы благотворительностью занимались всегда, «Классика» помогает детскому дому, реабилитационному центру, обществу слепых, формируем мы периодически аптечки для отрядов милиции, для военных гарнизонов. Опять же с помощью средств «Классики» мы смогли участвовать в строительстве мечети в селе Кунашак.
– Нас женщины тоже смотрят внимательно, не только та аудитория, которая интересуется политикой. У вас раньше кудри были, а сейчас прямые волосы, зачем вы так сделали?
– На самом деле это произошло не специально. Я попробовала побывать в новом имидже, Олегу Алексеевичу это очень понравилось, он просил пока не менять этот образ.
– Сколько времени вы тратите на макияж по утрам?
– Очень мало. Я его делаю сама в течение семи минут, наверное.
– Часто ли ходите в фитнес-центры, спа-салоны и прочие салоны красоты?
– Салон красоты я посещаю стабильно, один-два раза в неделю обязательно. Если говорить о спа, то это получается пореже, тут время уже жалко так часто тратить, несколько раз в месяц обязательно. Фитнес?.. Я занимаюсь айкидо, еще раньше были тренировки по дзюдо.
– Вы себя считаете бизнес-вумен?
– Нет, мне не нравится это выражение. Давайте говорить мягче… Бизнес-леди, скажем так.
– По делам конгресса с Минтимером Шаймиевым планируете повстречаться?
– Да, у нас запланирована поездка в Казань, где намерены пообщаться как с премьер-министром, так и с президентом Республики Татарстан. Цель встречи – поговорить о совместных планах, о том, что высшее руководство республики думает о татарских общинах вне Татарстана.