Между Озерском и Кыштымом разразился нешуточный скандал. Предприниматели из «закрытого» города болезненно воспринимают факт необъявленной войны, которую ведут по отношению к озерским бизнесменам власти соседнего Кыштыма. Коммерсанты из ЗАТО традиционно тесно работали с соседними Каслями, Уфалеем и Кыштымом и очень обеспокоены тем, что из последнего города их стараются выжить. В первую очередь, это касается сферы строительства, где с помощью административного ресурса конкурировать с озерчанами пытается компания «Кыштымское управление строительства» (КУС). Среди тех, кто ее контролирует, молва называет депутата Законодательного cобрания области Александра Вольхина.
Озерчан начали вытеснять из Кыштыма после того, как город получил из федерального бюджета около 112 миллионов рублей на проведение капитального ремонта. Озерские строительные компании традиционно выполняли муниципальные заказы и лидером среди них была компания жителя ЗАТО Алексея Волегова ЖЭСК. На него и пришелся первый удар.
«Мне передали, что хозяева КУС намерены в одиночку освоить деньги из муниципального заказа и иные подрядчики, тем более – из другого города, им не нужны, – рассказывает Алексей Волегов. – Я попытался встретиться с руководством КУС, искал возможность договориться о партнерстве. На словах меня заверили, что все будет хорошо, но на деле конкуренция резко ожесточилась. Я не против конкуренции, это двигатель прогресса, но в отношении моей компании начали применять явно нечестные методы. И заявления о том, что Кыштым не потерпит шоколадников» (так неофициально называют жителей ЗАТО), я не понимаю. Ведь в одной области живем…»
Сразу же после разговора с Вольхиным в июле 2009 года у ЖЭСК начались проблемы: сотрудники управления по налоговым преступлениям начали тотальную проверку предприятия. Изъяты были все документы ЖЭСК. На вопрос о причинах проверки оперуполномоченный ОБЭП Кыштыма Иван Баланцов ничего вразумительного не ответил. Это в Москве президент России Дмитрий Медведев призывает сотрудников правоохранительных органов «не кошмарить бизнес, позволить предпринимателям заниматься собственным делом», в Кыштыме же ни о чем подобном, видимо, не знают. Власть людей в погонах здесь превыше всего, оперу Волощуку нет дела до социально-ориентированного бизнеса, главное – выполнить установку начальства.
«Вслед за изъятием документов последовала серия обысков, – продолжает Алексей Волегов. – Что искали – абсолютно непонятно. Причем милиционеры умудрились провести обыск даже в квартире бывшей жены, которую она давно сдает в аренду. Кроме того, обыски прошли на квартирах пятерых сотрудников ЖЭСК. Ничего такого, естественно, не нашли… Но добились только одного: вся наша работа застопорилась. Это и было задачей представителей кыштымских правоохранительных органов?»
Решение о назначении исследования документов ООО ЖЭСК принимали в июле прошлого года сотрудники правоохранительных органов по линии налоговых преступлений. Ревизор отдела по налоговым преступлениям Людмила Санникова провела тщательную экспертизу и установила, что компания Алексея Волегова проводила работы по капитальному ремонту и свои обязанности в рамках муниципального заказа выполняла. И у администрации Кыштыма нет к Волегову никаких претензий. Оставить предпринимателя в покое? Дать ему возможность нормально доделать то, что он должен?
Нет! Следственный отдел Кыштыма возбуждает в отношении ЖЭСК сразу четыре уголовных дела, усмотрев в действиях г-на Волегова «факт умышленного хищения денежных средств администрации Кыштымского городского округа».
Данных июльской экспертизы налоговиков о том, что компания ЖЭСК проводила-таки капитальный ремонт, оказывается недостаточно. Назначается еще одна строительная экспертиза, которую выполняет одним из самых авторитетных проектных институтов Уральского федерального округа ОАО УПИИ ВНИПИЭТ. В результате экспертизы подтверждается то же самое – ООО ЖЭСК проводило капитальный ремонт многоквартирных домов в Кыштыме.
«У меня нет и никогда не было к компании Алексея Волегова претензий, и администрация Кыштымского городского округа не считает себя потерпевшей стороной, – говорит Вячеслав Щекочихин, бывший на момент описываемых событий главой администрации Кыштыма. – По договору между администрацией и ЖЭСК работы по капитальному ремонту компанией Волегова были выполнены. Хотя если уж быть совсем дотошным, то в соответствие с локальными сметами ООО ЖЭСК не выполнило работ на три тысячи рублей, но данная сумма ущербом для Кыштымского округа не является, тем более, что они ее все равно обещали отработать.
В результате обысков, изъятия документов, экспертиз и многочисленных допросов выяснилось: Алексей Волегов нанес ущерб бюджету Кыштыма на сумму… в три тысячи рублей. И обещал этот недостаток немедленно погасить. Гора родила мышь.
Важно, что и областное УВД не нашло в работе предприятия Волегова ничего незаконного. А как могло быть иначе, если результаты проверки, проведенной милиционерами областного центра (интересовавшихся, чего это кыштымские коллеги так на бизнесмена напали) подтвердили полную необоснованность обвинений Алексея Волегова в хищении из бюджета. И уголовное дело, в котором ЖЭСК являлось главным фигурантом, подполковник юстиции и старший следователь областного ГУВД Евгений Котельников постановил прекратить. За отсутствием состава преступления.
«Сказать, что в ходе абсолютно надуманного уголовного дела нам изрядно потрепали нервы – это не сказать ничего, – сетует Алексей Волегов. – Я не раз и не два писал начальнику ОВД Кыштыма Александру Баланцову (кстати, отцу опера Баланцова, который занимался делом Волегова) о том, что изъятые людьми в погонах документы необходимы нам для ведения хозяйственной деятельности, для исполнения тех самых заключенных и действующих муниципальных контрактов, в нарушении которых обвиняется ЖЭСК. Из-за действий милиции пострадал и наш бухгалтерский учет, и налоговая отчетность, и, элементарно, наш имидж».
Кто посчитает, какой урон нанесли бюджету и предпринимателю все эти обыски и изъятия, устроенные Волегову и впоследствии с треском провалившиеся. К сожалению, подобные проблемы знакомы очень многим бизнесменам, ведущим свое небольшое дело.
«В Кыштыме Алексей Волегов и его фирма ЖЭСК известны, как надежные бизнес-партнеры, активно развивающие разного рода новые технологии, – говорит директор ООО «Кыштымводоканал» Александр Жаманаков. – Например, прокладка нового водовода ведется с использованием полиэтиленовых труб и зарубежного сварочного аппарата. Компьютер, который входит в комплект аппарата, запоминает все параметры сварки вплоть до температуры наружного воздуха и на каждый шов создает паспорт. По базе данных можно в любой момент узнать, кто занимался сваркой и при каких условиях. Соответственно, случись авария, будет ясно, кто виноват – монтажники или эксплуатационная служба, что резко ускоряет процесс принятия решения об ответственности и время исправления аварии».
«В нашем городе устраивали специальный конкурс по подбору подрядных организаций на проведение капитальных ремонтов, – говорит первый заместитель главы администрации Верхнего Уфалея Валерий Колташев. – В честной борьбе со многими конкурентами выиграла фирма Алексея Волегова ЖЭСК. В пользу компании конкурсную комиссию склонило несколько обстоятельств. Во-первых, у Волегова большой опыт работы по капремонту и очень хорошие рекомендации. Во-вторых, хотя законодательство и предполагает, что заказчик должен внести 30-процентную предоплату, компания ЖЭСК по ряду объектов согласилась оплату по факту выполненных работ, а по остальным объектам – на 15-процентную предоплату. Таким образом, процесс капремонта в Уфалее избежит бюрократических проволочек и будет выполнен в кратчайшие сроки».
Интересно, почему в Верхнем Уфалее Алексею Волегову доверяют, а кыштымская милиция стремится отыскать в его действиях нарушение закона? Почему инновационная работа ЖЭСК, ее опыт и отличные рекомендации известны в Кыштыме, Уфалее, Озерске, но не принимаются в расчет правоохранительными органами? И по своей ли инициативе действовали милиционеры, стремясь любой ценной парализовать деятельность ЖЭСК?
По Кыштыму ползут упорные слухи, что, несмотря на твердую позицию областного руководства ГУВД по закрытию всех дел против Алексея Волегова, местные милиционеры вновь собираются начать охоту на «расхитителя бюджетных средств» и возбудить еще парочку «дел о мошенничестве». Милиция работает, предприниматель – нет, горожане наблюдают за всем происходящим, ожидая, когда же закончится весь этот бардак, и ЖЭСК возьмется, наконец, за проведение капитального ремонта. Хотя если бизнес в Кыштыме будут преследовать с таким упорством, то горожанам так и придется сидеть в домах с протекающими водоводами и дырявой кровлей.