Общественная палата Челябинской области инициировала экспертное обсуждение проблемы застройки берегов Шершневского водохранилища. Проанализировать сложившуюся ситуацию собрались члены и эксперты Общественной палаты, ученые, заслуженные экологи РФ, завкафедрами вузов, представители профильных министерств, надзорных органов, Законодательного собрания области, главы Сосновского района и Кременкульского сельского поселения, руководители проектных организаций, застройщиков и региональные представители федерального фонда РЖС.
Шершни – единственный питьевой источник Челябинска и прилегающих районов. По словам эксперта Общественной палаты, ученого-эколога Светланы Князевой, альтернативных вариантов получения питьевой воды в достаточном количестве у города просто нет. В районе Челябинска есть три источника, но они в общей сумме могут дать 20 тысяч кубометров воды в сутки. А потребность только у Челябинска – 510 тыс. куб. метров чистой воды в сутки. Если брать близлежащие районы и города спутники, то воды нужно уже 591 тыс. куб. м, а по плану на 2020 год – 850 тыс. куб. метров в сутки. Увеличение расхода воды потребует увеличения мощности очистных водопроводных сооружений.
Эксперты Общественной палаты подтвердили вопиющие факты постоянного ухудшения качества воды в единственном питьевом водоеме. В то же время постановлениями главы Сосновского района выделяются земли для строительства, ведения личного подсобного хозяйства, соответственно, в дальнейшем осуществляется приватизация земельных участков и регистрация права собственности на неблагоустроенные строения без централизованного канализования в зонах санитарной охраны данного питьевого водохранилища и впадающей в него реки Миасс. Не лучше ситуация выглядит на берегах озера Аргази, которое является питающим водоемом для Шершневского водохранилища. Содержание вредных веществ в Аргазях зашкаливает.
Решения, принимаемые органами местного самоуправления по расширению поселков, основываются на неутвержденных генеральных планах развития территорий и схемах территориального планирования, разработанных с грубыми нарушениями законодательства.
Эксперты высказали особую тревогу фактом отсутствия централизованной канализации в строящемся жилье, что понуждает его собственников идти на самые изощренные способы утилизации отходов жизнедеятельности вплоть до слива в первый водоносный слой. Многократно высказывается тревога о том, что на поверхность земли при бурении глубинных скважин могут извлекаться радиоактивные и вредные для здоровья вещества, так как на склоне к питьевому водоему преобладают гранитные породы. По сведениям лаборатории радиационного контроля РосРАО, в водоносном слое почвы вблизи Шершней удельная суммарная альфа-активность и удельная активность Rn-222 превышают нормативы СанПиНа 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009) п. 5.3.5. А это значит, что при бурении скважин и использовании воды из них без удаления отходов жизнедеятельности за пределы питьевого водоема эти радиоактивные воды попадают в водохранилище, так как никакие очистные сооружения не выводят радиацию из воды. Государственные органы власти не могут гарантировать безопасность здоровью людей, употребляющих воду из питьевого водоема, от следствия слива фекалий, попадания отходов через дренаж. Эти и другие способы загрязнения источника водоснабжения обнаружены экспертами Общественной палаты.
Исходя из данных лаборатории радиационного контроля РосРАО необходимо каждую имеющуюся скважину во втором поясе зоны санитарной охраны проверить на наличие радиации. В случае обнаружения недопустимой радиации должны быть приняты жесткие меры недопущения попадания радиоактивных отходов в питьевой водоем.
Размещение объектов строительства в зоне санитарной охраны при таком массовом строительстве должно быть только при условии строительства капитальных сооружений для отвода сточных вод и отходов жизнедеятельности за пределы питьевого водоема.
Выдача свидетельств о праве собственности и аренды на землю порождает очевидные неуправляемые процессы. В конечном итоге весь процесс начавшегося массового строительства закончится тем, что тысячи коттеджей будут построены без централизованного канализования и водоотведения поверхностных стоков, без соответствующей центральной дороги к поселкам, что в разы усугубит ситуацию с качеством воды в единственном питьевом водоеме для Челябинска.
Размещение объектов строительства в зоне санитарной охраны при таком массовом строительстве должно быть только при условии строительства капитальных сооружений для отвода сточных вод и отходов жизнедеятельности за пределы питьевого водоема.
Члены Общественной палаты уверены, что проект нуждается в корректировке, так как имеются многочисленные нарушения, которые были допущены при составлении генплана застройки Сосновского района.
На заседании председатель Общественной палаты Вячеслав Скворцов отметил, что члены ОП не раз указывали на нарушения, допущенные в генплане застройки Кременкульского сельского поселения. В связи с этим в конце прошлой недели губернатору Челябинской области даже было направлено заключение палаты. Его также отправили в Следственный комитет РФ.
При обсуждении проекта генплана поднимались вопросы, как получить гарантии первоочередного строительства коллекторов канализования до строительства коттеджей. Пока не найдены решения, как проложить трассу канализования в условиях подъема ее в гору от питьевого водоема. По выводам экспертов, в данном случае для перекачки отходов потребуется давление в коллекторе не менее пяти атмосфер, что недопустимо. Сложившаяся практика эксплуатации напорных коллекторов имела нередкие случаи прорывов канализации, например на Первом озере.
О человеческом факторе говорил и директор по маркетингу инвестиционной компании «Западный берег» Вахтанг Чикаберидзе. По его словам, компания оборудует дома по европейской системе, в каждом стоят специальные фильтры, и нет проблем с водой. Но он не может исключить вмешательство человека и нести ответственность за то, как люди живут и используют водные ресурсы.
Вопросы канализования пока остались открытыми. К вышеназванному следует добавить: не исследована трасса для будущего коллектора канализации, при таком проектировании и распределении земли может оказаться, что в настоящее время и в будущем на месте коллектора будут коттеджи. Аналогичная ситуация – с выбором размещения ливневой канализации для поверхностных загрязненных вод. Ливневая канализация должна прокладываться отдельно от фекальной, по ее прокладке не найдено решений в проекте генерального плана.
Второй принципиальный факт, на который обратила внимание Общественная палата, – строительство новых дорог и проездов, которые потребуются при неизбежном увеличении транспортного потока. В настоящее время имеется узкая, извилистая, с перепадами высот дорога к новым поселкам в пределах 170 метров от береговой линии. Это создает угрозу дополнительного загрязнения питьевого водоема из-за повышения угрозы аварийности автотранспорта. Проектом генплана предусмотрена практически единственная сквозная дорога через поселок Западный, которая должна обеспечивать поток транспорта в поселки Малиновку, Полетаево, Бутаки и вновь образуемые поселения. Фактически Западный стал тупиковым, непроезжим. Из-за недопустимой узости улиц этого поселка невозможно разъехаться двум грузовым машинам, при этом нет тротуаров для пешеходов. Дети выходят из домов сразу на дорогу. Кроме того, по улице Набережной поселка Западного, где предусмотрена единственная сквозная дорога, проходят высоковольтная ЛЭП, газопровод, не совместимые с магистралью. При этом нет и не предусмотрено обводных дорог даже для пожарных и санитарных машин.
Более того, даже для этой узкой с закрытыми поворотами дороги не резервируются места для ее расширения. Даже сейчас после очередных возмущений экспертов и представителей гражданского общества усиленно завозятся строительные материалы для коттеджей, которые будут располагаться на поворотах узкой дороги, не оставив места для их расширения. Высоковольтные столбы в январе этого года поставлены именно на закрытых поворотах.
Первый заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области Сергей Сихарулидзе подчеркнул, что генплан развития Кременкульского поселения пока находится в предпроектной стадии. «Большинство замечаний, которые были высказаны, мы услышали, знаем и учитываем, – отметил он. – Сегодня говорить о маршрутах прохождения дороги и канализации как о состоявшихся решениях пока рано. Поставлена задача перед компаниями «Западный берег», «Стройком», чтобы они разработали и показали этапность работы. На сегодня мы констатируем, что этапы нашей работы будут идти по высказанным предложениям членов и экспертов Общественной палаты. Первым делом построим канализацию, которая позволит собирать все хозбытовые стоки с поселков Кременкульского сельского поселения и от дороги. Проектная организация при первой разработке не учла вопрос по поверхностным стокам. И это очень серьезное замечание, которое будет учтено. Все предложения по проекту генплана уже доведены до первого вице-губернатора Сергея Комякова и будут доведены до губернатора Челябинской области. Поэтому вступать в эмоциональные споры я считаю неправильным.
Даны поручения проектным организациям. Будут проработаны другие варианты, отличные от тех, что представлены в нынешнем проекте генплана. По поводу аукциона фонда РЖС – договоры еще ни с кем не заключены. Собственник участков – пока Российская Федерация. Пока мы не определимся с магистралями, будут проведены временные подъездные дороги. Сквозных дорог не будет».
Такие заявления, однако, не успокоили председателя Общественной палаты Вячеслава Скворцова. «Мы опоздали! Лет на пять опоздали. Несмотря на возмущения гражданского общества, продолжают с большей интенсивностью выделяться земли для строительства коттеджей без централизованного канализования и отведения сточных вод. Государственные органы власти пока ничего не сделали для предотвращения массовых нарушений санитарного и экологического законодательства. Я уже слышал в свое время все клятвенные обещания о постройке очистных в Полетаево, Кулуево, для озера Кременкуль. Ничего этого нет. Сегодня нет генплана, идет строительство. Мы не удивимся, если завтра начнется стройка на 300 гектарах, проданных с аукциона», – заявил он.
Как отмечают эксперты, несмотря на то, что Межведомственный областной штаб по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище, и губернатор жестко потребовали от главы Сосновского района запретить строительство на земельных участках, расположенных в 500 метровой прибрежной зоне, даже сейчас во время паводка продолжают копать котлованы под коттеджи и в прибрежной полосе (на выделенных главой Сосновского района 25 га земли) ведется строительство. Продолжается вырубка леса под строительство коттеджей.
Эксперты Общественной палаты требуют прекратить вырубку леса под строительство в районе СНТ «Заречный». Лес вырубается десятками гектар вместо того чтобы высаживать его для предотвращения от высыхания и заиливания питьевого водоема.
После двухчасового общения участники экспертного совета все же достигли взаимопонимания. Стороны договорились о пересмотре планов застройки и участия экспертов Общественной палаты Челябинской области в процессе проектирования.
В конце экспертного обсуждения Вячеслав Скворцов обратил внимание, что этот вопрос будет оставаться на контроле Общественной палаты. «Эксперты ОП просят не идти на уловки отдельных представителей власти и гражданского общества, заинтересованных в получении легкой прибыли от продажи государственной земли. Они будут уводить от сути вопроса своими демагогическими доводами. Такие примеры уже есть, когда стрелка безнравственности переводится на отвлекающие, не относящиеся к делу надуманные обстоятельства», – подытожил Вячеслав Скворцов.
Справка
Для Шершневского водохранилища границы ЗСО первого и второго пояса утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 02.09.1977 г. № 65 (в описаниях населенных и тригонометрических пунктов, картографических материалах). Вышеуказанные нормативные документы для питьевого Шершневского водохранилища действуют по настоящее время. Указанные в данном постановлении границы очевидны на простых географических картах, из которых следует, что такие поселки, как Сосновка, Западный, СНТ Заречный, Петушок и другие входят во второй пояс ЗСО.
По нормам границ зон санитарной охраны Водный кодекс от 3 июня 2006 г. статьями 43 п. 2, ст. 65, п. 15, 17 отсылает также к Закону 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 12, 18, 51 и СанПиНу 2.1.4.1110-02, п. 3.3.2. При отсутствии утвержденных границ минимальные границы зон санитарной охраны утверждены имеющими силу закона пунктами 2.3.2.4.–2.3.2.6. постановления главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г., №10. Для Шершневского водохранилища с учетом наклона рельефа в сторону озера минимальная граница второго пояса зоны санитарной охраны установлена не менее 1000 метров.