19 января среда
СЕЙЧАС -8°С

«Сушки» приземлят исками

Конец сентября в Челябинске может ознаменоваться валом судебных исков против учебных полетов Су-24 над городом. На новый виток годичной давности конфликт с военными летчиками вывел уполномоченный по правам...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Конец сентября в Челябинске может ознаменоваться валом судебных исков против учебных полетов Су-24 над городом. На новый виток годичной давности конфликт с военными летчиками вывел уполномоченный по правам человека на Южном Урале Алексей Севастьянов, который 14 сентября встретился с подававшими жалобы на полеты Су-24 челябинцами в здании городского управления гражданской защиты.

Омбудсмен выступил с конкретным предложением: обратиться в суд всем вместе, с максимальным количеством индивидуальных исков. Поскольку особой разницы в претензиях горожан к авиаторам нет, то иски, скорее всего, будет рассматривать один судья. А если кто-то из считающих себя пострадавшими из-за нехватки времени не сможет присутствовать на заседаниях, то их интересы готова представлять приехавшая из Москвы сотрудник организации «Эко Юрист» Анна Ильина, специализирующаяся как раз на судебных процессах с экологической подоплекой.

Почему с экологической? На руках у Севастьянова официальное заключение Роспотребнадзора, производившего замеры уровня шума у аэродрома и в разных точках города. Вывод однозначен: действительно, уровень шума, создаваемого пролетающим бомбардировщиком, превышает допустимые нормы. Соответственно, зона полетов, по мнению омбудсмена, автоматически становится экологически неблагоприятной зоной. Недовольным челябинцам прямо на встрече раздали образцы исковых заявлений, в которых от суда требуется именно приостановить экологически вредную деятельность и добиться возмещения морального вреда. Почему морального – тоже понятно. Доказать, что ухудшение здоровья у конкретного человека произошло именно из-за «сушек», достаточно сложно.

Как утверждает уполномоченный, экологические проблемы уже повлекли за собой экономические. Сославшись на региональную гильдию риелторов, Алексей Севастьянов заявил, что в результате полетов даже снижается стоимость жилья в ряде районов Челябинска и Сосновского района, собственники несут убытки, люди при приобретении другого жилья вынуждены доплачивать большую сумму. Правда, риелторы, с которыми удалось связаться корреспонденту Chelyabinsk.ru, услышав такие вести, «делали круглые глаза»: никто из них до сих пор не замечал, что техника ВВС влияет на жилищный рынок Челябинска. Однако авиапроблема, согласимся, остается.

«Честно говоря, я думал, что начавшийся прошлой осенью поток жалоб на авиабазу затихнет уже через полгода, – признался на встрече Алексей Севастьянов. – Но жалоб становится только больше. Одна из последних, например, поступила в приемную уполномоченного по правам человека от Алексея Николаева, инвалида-школьника. 1 сентября, в День знаний, за время линейки самолеты прошли над школьным двором семь раз! У мальчика врачи констатируют ухудшение здоровья. Таких примеров масса: в управление гражданской защиты поступило уже около 300 жалоб, в мою приемную – около 30. Если челябинцы готовы к судебным разбирательствам, то тянуть больше нельзя».

Челябинцы и в самом деле связывают с самолетами множество разных бед. По словам жительницы Тракторозаводского района Марии Меньшиковой, ее сынишка-младенец не может спать: Меньшиковы живут на пятом этаже старого дома, крыша не спасает от звука двигателей. Ребенка уже несколько раз приходилось показывать неврологу. Василя Галеева с улицы Шагольской, живущая еще ближе к аэродрому, жалуется на то, что учебные «тушки» ЧВВАУШ не производят и вполовину столько шума, как «громкоговорящие» Су-24: дрожат, мол, не только оконные стекла, но и стены.

Бомбардировщики впервые появились над Челябинском в ноябре 2010 года. И сразу же посыпались жалобы на шум, дребезжащие стекла и невозможность спать по ночам. Против передислоцированных из Бурятии военлетов челябинцы выступили очень активно. И немудрено: прошлой осенью население города-миллионника и без того было взбудоражено таинственными подземными толчками, источник которых многие также находили в армии, на Чебаркульском полигоне. Самолеты в челябинском небе подлили масла в огонь. Кто-то из читателей Chelyabinsk.ru, помнится, в ноябре 2010-го всерьез уверял в комментариях к статьям, что толчки вовсе не подземные, а воздушные – от того, что коварные военлеты переходят на сверхзвук прямо над мегаполисом.

Трясти Челябинск перестало, и это нелепое обвинение с летчиков сняли. Но шум остался. Горожане возмущаются уже почти год. Командование авиабазы столько же времени пытается объяснить, что «сушки» заходят на посадку именно так вовсе не из вредности – просто в давние годы взлетно-посадочная полоса Шагольского аэродрома была ориентирована именно так. Разросшийся город в конце концов «обнял» ВПП и в итоге мы имеем то, что имеем.

Трудно спорить с утверждением, что в МО РФ, принимая решение о формировании авиабазы на Шагольском аэродроме, не учли «физические факторы воздействия на население и негативное воздействие на среду обитания большой части населения» (цитата из образца искового заявления «от Анны Ильиной»). Поэтому назначение министерства обороны ответчиком в грядущем судебном процессе вполне логично. Строить авиабазу с нуля в чистом поле – дело чрезвычайно затратное. А базирование на Шагольском аэродроме убивает сразу нескольких зайцев: тут и готовая, оставшаяся от ЧВВАУШ инфраструктура, в том числе инженерные сети, и расположенный под боком авиаремонтный завод – то есть исчезают затраты на перевозку двигателей. Минусами же, то есть возмущением жителей Челябинска и автоматическим назначением рядовых военлетов на роль козлов отпущения, можно и пренебречь.

Однако, по словам Алексея Севастьянова, ответчиков будет трое: кроме МО РФ непосредственно сама воинская часть №69806 и... администрация Курчатовского района Челябинска. Именно в Курчатовском районе расположен Шагольский аэродром, так что, по мнению московских экоюристов, местные власти не должны были допустить размещения там боевых самолетов.

«Мне непонятно, как это представляет себе господин Севастьянов, – прокомментировал известие о будущих исках глава районной администрации Максим Осипенко. – Премьер-министр РФ Владимир Путин объявил, что обороноспособность страны является приоритетной задачей. Полетные планы утверждены федеральным министерством. Изменения их за почти год не смог добиться даже губернатор, у которого несравнимо больше полномочий и рычагов решения вопросов, чем у районных властей. Запретить что-то военному ведомству я просто технически не могу!»

К сожалению, руководство авиабазы свои комментарии Chelyabinsk.ru дать не смогло: командирам летчиков сейчас ставят задачи в рамках международных учений «Центр-2011», которые стартуют на следующей неделе. Впрочем, свое мнение по поводу «шумихи вокруг авиашума» офицеры никогда и не скрывали. Напомним, заместитель командира в/ч №69806 по работе с личным составом Александр Шкребтий еще в августе заявлял, что большая часть жалоб на самолеты искусственна, а главная претензия властей предержащих к военному ведомству – занятая авиабазой федеральная земля немалой стоимости. И уж подавно прекратить полеты не в компетенции самой авиабазы, подчиняющейся командованию ВВС и Генеральному штабу. Но, видимо, проще обвинять во всем тех, кто поближе и пониже рангом, зарабатывая дешевый политический вес.

«Еще в 2009 году был разработан план реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома Шагол: ее собирались развернуть параллельно ВПП Челябинского аэропорта. Если бы это сделали заранее, то Су-24 не заходили бы на посадку над миллионным городом и его спутниками, – заявил месяц назад полковник Шкребтий. – Однако и начало строительства, и его финансирование тоже в ведении Москвы, и мы никак не можем повлиять на решение вышестоящего командования».

Отдадим военлетам должное: сами они по максимуму старались идти на компромисс – увеличивали высоту прохода над городом, уменьшали скорость. Не стоит делать из людей в погонах бездушных монстров: им, надо полагать, тоже несладко живется в городе, значительная часть населения которого принимает авиаторов в штыки, особенно если учесть, что вдобавок к негативному отношению со стороны соседей у офицеров еще и чисто бытовые проблемы – даже сданный недавно в эксплуатацию дом по улице Бурденюка, 6, обеспечил жильем лишь около половины летчиков и техников. Командир же авиачасти Николай Гостев еще в апреле объяснял, что единственный более-менее реальный вариант – это ожидаемая в течение ближайших нескольких лет замена старых «сушек» на более современные самолеты, сконструированные уже с учетом действующих в Евросоюзе экологических требований, в том числе и по уровню шума.

Предложение омбудсмена остается в силе: все желающие присоединиться к искам должны в недельный срок документально зафиксировать обращения к врачам в связи с ухудшением самочувствия из-за полетов «сушек». Исковые заявления аккумулируются у уполномоченного по правам человека и в управлении гражданской защиты и всем скопом отправляются в суд. А дальше уже все зависит от юристов.

Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА, Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, Ксении ШАГИЕВОЙ, монтаж Сергея КАБАКОВА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter