Транспортный парк Челябинска теряет «ветеранов» автобусного движения. Легендарные автомашины марки «Икарус», перевозившие пассажиров в основном по маршрутам №№18 и 64, утилизируют. Глава горадминистрации Сергей Давыдов не раз задавал транспортникам вопросы, касающиеся судьбы устаревших автобусов, когда-то колесивших по центральным улицам. Как сообщила 20 января пресс-секретарь управления транспорта города Валентина Богомазова, все, списанные еще осенью автобусы, сдадут как вторсырье до конца месяца. На площадке, где предаются забвению автобусы-гармошки побывали корреспонденты Chelyabinsk.ru.
«На один автобус уходит 2,5 часа, – рассказывает газорезчик Дмитрий Лебедев. – Начинаем с крыши, вырезаем ее полностью, потом делим автобус пополам, выбиваем стекла. Затем эти части отправляют другим газорезчикам, которые измельчают их и направляют на переработку. Начиная с 18 декабря, в день мы утилизируем по два автобуса с «гармошками».
Картина прямо-таки удручающая: грязные, наполовину разрушенные и разрезанные остовы больших «Икарусов» брошены в одной стороне, площадка, где их активно крушат, находится с другой. Тишину нарушают машины, собирающие остатки. Вокруг недавно «разделанных» автобусов – грязь, копоть, стекло, железо. Оказывается, неповоротливые громадины не так уж и несокрушимы. Смотреть на это человеку, который не раз ездил на легендарных «Икарусах», соединенных гармошкой, не очень приятно.
Водитель 64-го маршрута Михаил Кузнецов признается, что с трудом расставался пусть и со старыми, но привычными машинами. «Я работаю на 64-м маршруте 20 лет, – говорит он, грустно поглядывая в сторону площадки утилизации. – С 1979-го ездил на «Икарусах». Их, конечно, не сравнить с современными машинами, но люди привыкли. Пассажиры знали, так сказать, в лицо все автобусы – где холодно, где тепло. Но это, конечно, зависит от водителя».
Валентина Богомазова отмечает, что в прошлом году с маршрутов были сняты 120 автобусов различных марок, которые отслужили свой срок. В их числе 55 «Икарусов», 30 из которых уже утилизированы. «Устаревшим автобусам было больше 30 лет, и они не соответствуют техническим требованиям безопасности и не могут перевозить пассажиров, – говорит Валентина Богомазова. – Они были сняты по еще одному показателю: расход бензина составляет более 10 литров на пять километров. Устаревшие машины утилизируют еще и для того, чтобы не платить транспортный налог. Кроме того, старые «Икарусы» занимают большие площади в автотранспортном предприятии».
Напомним, в прошлом году автобусный парк челябинского транспорта пополнился 82 новыми автобусами марок ЛиАЗ, Skania, MAN. На улицах города впервые появились низкопольные автобусы. Они отличаются от обычных тем, что вход в салон находится на уровне бордюра. Это значит, что пассажиры не будут испытывать неудобств, занося в машину тяжелые сумки. Удобен автобус и для инвалидов, особенно колясочников. Кроме того, машины европейского класса оснащены экологически чистым двигателем «Евро-4» и полностью соответствуют всем современным требованиям безопасности.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео предоставлено ТК «Восточный экспресс», монтаж Игоря ГОРДИЕНКО