ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» является важным инструментом, координирующим работу агропромышленного комплекса нашего региона. С сожалением надо отметить, что в последние годы предприятие чаще ассоциировалась с уголовными делами о хищении бюджетных миллионов, чем с продуктивной деятельностью необходимого селу посредника для связи с городом. О проблемах и решениях насущных вопросов деятельности ГУП «Продовольственная корпорация» мы беседуем с ее генеральным директором Ириной Новиковой.
– Ирина Андреевна, в каком состоянии сегодня находится Продовольственная корпорация Челябинской области?
– Сегодня Продкорпорация находится в состоянии финансового оздоровления. Мы анализируем активы, избавляемся от непрофильных, оптимизируем существующие и работаем с дебиторской и кредиторской задолженностью. Работу по оздоровлению Продкорпорации начал Владимир Ильиных еще в 2010 году, но он ушел работать в Законодательное собрание области. Стоит отметить, что Ильиных получил Продкорпорацию в весьма в плачевном состоянии. Проблемы копились годами. Долги, образованные в 2006–2009 годах, и необоснованно приобретенное оборудование и сегодня оказывают большое влияние на финансовое состояние предприятия – отвлечены и фактически омертвлены значительные оборотные средства.
– Ирина Андреевна, как образовалась дебиторская заложенность – с кого и за что вы сегодня взыскиваете долги?
– В 2002–2004 годах Продкорпорацией было получено значительное количество техники в лизинг от ОАО «РосАгроЛизинг». Эта техника была передана сельхозпредприятиям в сублизинг. Изначально идея была хороша – первоначальный взнос не предусмотрен, ежегодные платежи очень разумны. Но дальше все произошло «по Черномырдину» – «хотели как лучше, получилось как всегда».
Кто-то из селян аккуратно платил, а кто-то пользовался техникой и не платил. У недобросовестных пользователей через 2-3 года техника изымалась, передавалась следующему, он снова пользовался и не платил, затем технику получал следующий пользователь. Получается, что последний пользователь получал технику с пяти-семилетним износом по первоначальной цене. Это порочная практика сформировалась в 2007–2009 годах. Последние пользователи, понимая, что цена несправедливая, платили определенную стоимость, но больше этого платить не хотели ни под каким предлогом.
Их можно понять. Мы проанализировали цену, по которой была отдана техника последним пользователям, их сложившуюся на 01.10.2011 задолженность, и вывели сумму завышенной стоимости. Затем вышли к губернатору с предложением простить селянам необоснованную часть долга при условии погашения оставшейся части. Губернатор одобрил нашу инициативу.
– Должники откликнулись на ваше предложение?
– Из 30 миллионов задолженности по 38 хозяйствам мы предполагали простить порядка 15 миллионов. Но не все хозяйства откликнулись – кто-то уже обанкротился, кто-то не нашел денег или не захотел платить. К концу 2011 года 17 хозяйствам и индивидуальным предпринимателям из 13,2 млн рублей задолженности мы списали 7,7 млн рублей долга, получив денежные средства в размере 5,5 млн руб. Эту кампанию предполагали закончить в 2011 году, но из-за отсутствия денег у селян и сейчас продолжаем эту тему еще с тремя хозяйствами.
Почему мы это делаем? Прежде всего мы восстанавливаем доверие, хорошие отношения с добросовестными сельхозпроизводителями. И второе – вместо вероятно «мертвой» в будущем задолженности мы сегодня получаем реальные деньги. Такое решение проблемы интересно каждой стороне.
– Почему сельхозпредприятия не хотят платить за то, чем пользовались?
– А вот это очень сложный вопрос. За последнее десятилетие сложилась такая практика, когда «приближенным» хозяйствам предоставляли всяческие блага и не требовали ничего взамен. Это вошло у них в привычку – брать и не платить. Но ведь соседи, видя такой беспредел, делали все возможное, чтобы также ничего не платить. И только меньшая часть – около трети контрагентов – выполняли свои обязательства.
Я не имею в виду периоды, когда в засушливые годы все сельхозпроизводители попали в тяжелую ситуацию... Двойной стандарт в отношениях с сельхозпроизводителями привел к своеобразной деформации сознания: зачем платить, если другие не платят? И если никакой ответственности за неуплату не следует?
«Благодаря» неплательщикам, которые обанкротили или попросту бросили свои предприятия, мы сегодня имеем более 200 миллионов не реальной к взысканию дебиторской задолженности. Это тяжелое бремя. На эти деньги можно было закупить новую технику, семена, ГСМ – сделать много полезного для всей области.
– Ирина Андреевна, последние годы продовольственная корпорация Челябинской области чаще всего ассоциировалась в обывательском сознании с уголовными делами о хищении бюджетных миллионов, то есть с делами бывшего директора ГУПа Швадченко. Какова сегодня позиция Продкорпорации по этому делу?
– У нас 173 миллиона рублей дебиторской задолженности по «делу Швадченко», а еще нам предъявляют «претензии» на 40 миллионов по другим сопутствующим делам.
Если посмотреть все материалы дела, то налицо факт мошенничества. Доказано, что векселя на 40 млн. руб. в Продкорпорацию не поступали. Они были приобретены на украденные деньги, проходящие опять же по делу Швадченко, а затем предъявлены к взысканию с Продкорпорации. Это схема вывода денег. Фактически деньги по векселям получили конкретные лица. Мы не можем согласиться с этими долгами, так как Продкорпорацию определенная группа лиц повторно «раскручивает на деньги», извините за сленг. Поэтому мы подали заявление на повторное рассмотрение дела по вновь вскрывшимся обстоятельствам. Сейчас дело находится на рассмотрении в Мытищинском суде Москвы. Естественно, как руководитель организации, я буду отстаивать ее финансовые интересы.
Более того, по этому делу проходят и другие пострадавшие, но государство в лице ГУП «Продовольственная корпорация» не имеет к их проблемам никакого отношения, поэтому претензии пусть предъявляют совсем другим лицам.
– Прошлый год в Челябинской области был отмечен богатым урожаем. Как это сказалось на делах Продкорпорации?
– Мы очень надеялись, что высокий урожай позволит местным сельхозпроизводителям погасить накопившиеся за прошлые годы долги перед нашей корпорацией. В связи с этим, по согласованию с правительством области, летом и осенью был объявлен мораторий на все исполнительные листы должников вплоть до декабря 2011 года, таким образом крестьянам была дана возможность вырастить и собрать урожай. Но затем пришло время платить. И тут сработал экономический закон зависимости спроса и предложения: хороший, а, точнее, избыточный урожай привел к падению цен на региональном рынке зерна. Учитывая это, многие крестьянские хозяйства стали придерживать зерно, ожидая роста цен.
Желая мотивировать сельхозпроизводителей к погашению долгов зерном, мы устанавливали закупочную цену на 300-500 рублей за тонну выше рыночной цены, договаривались с элеваторами о приеме зерна (в этом году из-за большого урожая с этим были проблемы). Со всеми, кто к нам обращался, мы нашли общий язык. С теми же, кто продолжает под всякими предлогами уходить от возврата своих долгов, мы работаем через судебных приставов, возбуждаем уголовные дела по факту мошенничества. Разговор в таких случаях очень жесткий.
Поэтому можно говорить, что 2011 год – не самый удачный и для сельхозпроизводителей, и для Продкорпорации.
– Насколько я знаю, прошлой осенью Продкорпорация проводила инвентаризацию казенной техники? Каковы ее результаты?
– Вы правы, по распоряжению регионального министерства промышленности мы провели инвентаризацию техники, приобретенной минпромом и сданной в аренду сельхозпроизводителям области. Это более девяти тысяч единиц. Инвентаризация заняла более четырех месяцев: наши сотрудники буквально жили в полях. Удалось найти только около 70% техники. Остальное за 10 лет либо развалилось, либо было украдено. Кстати, в некоторых хозяйствах по факту хищения возбуждаются уголовные дела. Эта техника с баланса казны будет передана Продкорпорации в хозяйственное ведение, а мы продадим ее селянам по остаточной стоимости с некоторой наценкой, чтобы покрыть расходы на проведение инвентаризации.
Мы проанализировали также и то имущество, что находится в собственности Продкорпорации. В свое время были приобретены молокопроводы в количестве, превышающем реальные потребности области. С каждым годом вероятность их реализации уменьшается. По согласованию с правительством области мы их уценили до рыночной стоимости. Часть молокопроводов забрали заводы-изготовители, часть – сельхозпроизводители. Остальное продадим как запчасти или сдадим в металлолом. Но держать на балансе не реальную к продаже технику и платить с нее ежегодно налог на имущество я не вижу смысла.
– Могут ли предприятия приобрести сельхозтехнику по доступным ценам сегодня? Как развиваются отношения с «РосАгроЛизингом»?
– Отношения с ОАО «РосАгроЛизинг» после длительного перерыва мы возобновили. В 2010 году правительство области выделило корпорации деньги на погашение долгов перед РАЛ, осенью 2011 мы заключили договор на поставку тракторов «Беларусь 82.1» и «Беларусь 1221». Трактора получили еще в декабре. Со дня на день ждем техпаспорта на трактора, чтобы отдать их селянам.
Работа через «РосАгроЛизинг» и Продкорпорацию выгодна сельхозпроизводителям, так как процент удорожания техники при такой схеме меньше кредитной ставки банков. При этом любое предприятие может самостоятельно выйти на «РосАгроЛизинг», тогда процент удорожания составит не более 3%. Но сейчас изменились условия – необходимо внести первоначальный платеж в размере 30%, а затем вносить платежи ежеквартально. Так, за «Беларусь 1221» необходимо внести предварительный платеж 453 тысячи рублей и ежеквартально по 41 тысяче рублей. Я считаю, что это более чем доступные цены.
Кроме того, селянам возмещается часть стоимости техники, взятой в сублизинг, за счет областного бюджета. А вот если хозяйство не будет платить, то через год мы изымем технику и вернем часть денег. Нам такая схема снижает хозяйственный риск, ведь предоплата становится своеобразным обеспечительным платежом.
– Как много желающих взять технику на столь выгодных условиях?
– Обращений много, но происходит отсев. Главные критерии при отборе клиента – платежеспособность, хорошая сложившаяся репутация и желание платить. Как я уже говорила, за долгие годы достаточно сильно была деформирована психология сельхозпроизводителей по отношению к Продкорпорации. Мы имеем большое количество селян, которые бы хотели иметь все бесплатно. Но мы не занимаемся благотворительностью. И для снижения риска неплатежей составили свой черный список злостных неплательщиков.
– Ирина Андреевна, как еще продовольственная корпорация поддерживает местных производителей? Расскажите о торговой марке «Уральский край».
– Марка разработана с целью продвижения на рынке сельхозпроизводителей, которым сложно договориться с торговыми сетями, особенно федеральными. Последние предъявляют жесткие требования и делают невозможным присутствие средних игроков. При содействии Министерства сельского хозяйства Челябинской области сейчас в сети «Проспект» представлена продукция Озерского молочного завода.
Местные переработчики молока могут получить нашу поддержку при наличии минимального набора поставляемых продуктов: молоко, кисломолочная продукция, масло. Но главное условие – продукция должна быть качественной. При этом мы не являемся звеном, которое в полном объеме берет на себя проблемы по работе с сетями. Мы помогаем молокопереработчикам продвинуться в сети, но все остальное компания должна взять на себя: логистику, качество, бесперебойность поставок. У нас не бизнес-инкубатор, где помогают встать на ноги начинающим предпринимателям. Мы помогаем, но не берем на себя все функции.
– Какие еще планы у Продкорпорации?
– Планов у нас много, но все они в стадии проработки и согласования, поэтому говорить о них преждевременно. Могу только заметить, что все они направлены на дальнейшее развитие и совершенствование аграрного комплекса Челябинской области.