Второе за восемь месяцев падение Су-24М с Шагольской авиабазы всколыхнуло столицу Южного Урала. Рухнувший 30 октября в Еткульском районе бомбардировщик предсказуемо срезонировал в умах общественности с вялотекущим недовольством полетов тех же «сушек» над жилыми кварталами. О вероятных причинах катастрофы реакции официальных структур – в материале Chelyabinsk.ru.
Официальная фабула события уже растиражирована десятками федеральных и региональных изданий и подтверждена военной прокуратурой. Не верить ей причин нет. Су-24М войсковой части №69806, выполняя учебно-тренировочный полет, в 12 часов 54 минуты по московскому времени потерпел крушение. Экипаж в составе двух летчиков успел катапультироваться и сообщить о произошедшем. Самолет упал примерно в 70 километрах от Челябинска, между селами Николаевка и Лебедевка Еткульского района. Чуть больше подробностей в комментарии помощника командующего Центральным военным округом Ярослава Рощупкина. По его словам, примерно на восьмой минуте полета с самолета сорвало носовой обтекатель. Экипаж попытался было лечь на курс аварийной посадки, а когда это не удалось, направил самолет в безлюдную местность и катапультировался.
По данным пресс-службы ГУ МЧС по Челябинской области, о падении военного самолета действительно стало известно в 13:07 по московскому времени от дежурного диспетчера Челябинского центра ОрВД филиала «Аэронавигация Урала». Населенные пункты не пострадали, из ближайшей пожарной части (ПЧ-66, в 35 километрах от места падения) на точку немедленно выехали расчеты огнеборцев. В администрации Еткульского района и региональном ГУ МВД рапортуют о немедленной организации оцепления вокруг места падения. Приземлившихся в лесу пилотов уже через час подобрал вертолет базирующегося на Упруне специализированного поисково-спасательного отряда регионального командования ВВС и ПВО округа. Еще засветло летчики были на Шагольской авиабазе. Оба в полном порядке, насколько это возможно после катапультирования – перегрузки при использовании этого «последнего шанса пилота» и сопутствующий стресс таковы, что, согласно правилам, ближайшие пару дней летчики проведут в военном госпитале под контролем врачей.
Что касается дел гражданских, то октябрьская «сушка» упала, пожалуй, удачнее, чем ее февральский «собрат» – 13 февраля Су-24М рухнул частью на берег, а частью – в озеро Большой Кошкуль в Курганской области, после чего власти соседнего субъекта федерации долго обвиняли военных в причинении ущерба экологии Зауралья. 30 октября заместитель главы Еткульского района Юрий Кузьменков откровенно сообщил, что «машина догорает в лесу». Жертв и разрушений нет, лесного пожара тоже не отмечено.
Из других важных новостей – приостановление полетов с Шагольской авиабазы до выяснения всех обстоятельств авиапроисшествия в небе над Еткулем. Так что страдающие от гула двигателей бомбардировщиков челябинцы могут временно вздохнуть с облегчением, несмотря на то, что решение областного суда так и не вступило в законную силу. И еще – вчера вечером Главное военное следственное управление СК РФ официально подтвердило возбуждение уголовного дела по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».
Подчеркнем: и приостановка полетов, и возбуждение уголовного дела – вещи обязательные для подобных ЧП, и они вовсе не означают, что в недрах Минобороны намерены быстро снять с вооружения все Су-24 всех модификаций или военное следствие уже знает, кто виноват в том, что в Еткульском угробилась дорогостоящая боевая машина.
Почему произошло падение бомбардировщика, вопрос официально нерешенный. Повторим предварительную версию – срыв носового обтекателя. Что такое этот обтекатель, зачем он нужен и почему поломка этой детали привела к столь печальным последствиям?
Как объяснил Chelyabinsk.ru отставной офицер ВВС, пожелавший остаться неизвестным, сам по себе обтекатель – просто пластиковый колпачок на носу «сушки». Тот самый, из которого торчит таинственный «штырь». Только этот штырь – не таран древнегреческой галеры и не антенна, а ПВД – приемник воздушного давления, прибор, сообщающий экипажу о скорости и высоте полета. А под самим «колпачком» как раз скрывается антенна радиолокатора и другие навигационные приборы. Словом, обтекатель прикрывает «глаза» и «уши» бомбардировщика. Сам по себе его срыв не смертелен. Да, экипаж перестанет получать информацию о давлении воздушной среды, но опытные летчики (а вчера над Еткульским районом катапультировались пилоты первого класса) могут сесть и без этих данных. За последние годы в ВВС России случилось как минимум три подобных инцидента, и приходится признать, что срыв «колпачка» – чистой воды лотерея. Либо деталька «уходит» чисто, не задевая машину, и тогда все зависит от мастерства пилотов, либо – и, как предполагает наш консультант, именно это случилось 30 октября – бьется о крыло или фюзеляж. Носовой обтекатель «сушки» не из танковой брони, а из легких радиопрозрачных материалов. Но жесткость конструкции и скорость, на которой произошел срыв, вполне могли сыграть с бомбардировщиком злую шутку. Впрочем, подчеркнем – это только предположение, которое в числе других наверняка рассмотрит военное следствие.
Напомним, за последние четыре года в Челябинской области это уже четвертый разбившийся самолет. 26 мая 2008 года на взлете загорелся и рухнул транспортный Ан-12 авиакомпании «Московия». Экипаж погиб. 13 декабря 2009 года потерпел крушение взлетевший с Калачево спортивный «Финист» СМ-92Т под управлением замдиректора ООО «Челавиа» Николая Дудкина. Пилот и пассажиры-парашютисты погибли. Можно вспомнить и трагедию в Ярославле, где 8 сентября 2011 года разбился самолет ХК «Локомотив», в числе прочих 42 жертв погибли и трое южноуральцев – бортпроводница и два спортсмена. Наконец, 13 февраля этого года в Курганской области и 30 октября – в Еткульском районе упали Су-24М Шагольской авиабазы. Экипажи живы, жертв среди гражданского населения нет. Страшно, конечно. Но хоть какое-то утешение.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео предоставлено ООО «СПЕЦЗАКАЗ», монтаж Анны НЕЙМАН