Челябинский облсуд создал прецедент, отсрочив на два года отбывание срока за хранение конопли для 27-летнего челябинца, пока тот не излечится от наркозависимости. Об этом сообщила 9 апреля руководитель пресс-службы суда Елена Вериго. Между тем региональный минздрав совместно с ГУФСИН разработал инструкцию по «ведению» таких осужденных, которые при ремиссии по закону могут и вовсе избежать колонии. Подробнее о шансе для наркозависимых – в материале Chelyabinsk.ru.
История началась с того, что в начале прошлого года парня, работавшего кладовщиком-товароведом частной фирмы задержал полицейский патруль. Парень привлек внимание сотрудников ППС тем, что вел себя беспокойно, осматривался по сторонам, в общем, производил впечатление человека, который может употреблять наркотики. При досмотре у него нашли пакет с коноплей. В итоге Центральный районный суд приговорил молодого человека по части 1 статьи 228 УК РФ (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере) к году колонии общего режима. Освидетельствование показало, что он страдает наркоманией и нуждается в лечении. Стоит отметить, что согласно Уголовно-исполнительному кодексу наличие у подсудимого заболевания исключает возможность отбывания наказания в колониях-поселениях, где не ведется принудительное лечение от наркомании.
«При назначении наказания районный суд учел смягчающие обстоятельства: совершение преступления впервые, частичное признание подсудимым вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики, – рассказала консультант Центрального районного суда Татьяна Капкова. – При вынесении приговора был взят под стражу в зале суда».
Согласно ч. 1 ст. 82.1 УК РФ отсрочка больному наркоманией может быть применена при наличии следующей совокупности условий: осужденному назначено лишение свободы; преступление совершено впервые; преступление предусмотрено ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 или ст. 233 УК. Главный фактор: размер наркотиков никак не может быть особо крупным; осужденный болен наркоманией и желает лечиться и пройти реабилитацию. Отсрочка может быть дана не более чем на пять лет.
Течение обычной на первый взгляд истории изменила коллегия облсуда, воспользовавшись поправкой в Уголовный кодекс, которая вступила в силу в январе прошлого года, но используется крайне редко.
«Осужденный обжаловал решение в облсуд, считая его чрезмерно суровым, – рассказала руководитель пресс-службы Челябинского областного суда Елена Вериго. – В результате облсуд признал наказание соразмерным содеянному, но отсрочил его отбывание до окончания осужденным курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, установив срок отсрочки два года. При этом суд учел, что подсудимый желает пройти курс лечения и реабилитации, что является одним из главных факторов, влияющих на применение части 1 статьи 82.1 УК РФ».
В тот же день, как только суд вынес определение об отсрочке, парня незамедлительно освободили из следственного изолятора. Сейчас он встал на учет в уголовно-исполнительную инспекцию и появился на приеме в областной клинической наркологической больнице, именно это учреждение будет наблюдать подобных осужденных.
«Если осужденный будет уклоняться от лечения или реабилитации либо совершит новое преступление, суд отменит отсрочку», – уточнила Елена Вериго.
Наркологи готовы к сотрудничеству
Главврач областной клинической наркологической больницы Борис Изаровский считает, что введение подобной поправки в Уголовный кодекс – реальный шанс для больных наркоманией. При этом специалист считает важным, что в комментариях к статье 82.1 УК РФ прописано: если у человека наступила полная ремиссия, его от наказания в виде лишения свободы могут освободить вовсе. «Наркомания – это не дурная привычка, это очень серьезная болезнь, которая управляет сознанием человека, заставляя его приобретать запрещенные вещества и автоматически оказываться вне закона. Если мы дадим такому человеку шанс вылечиться, он, возможно, больше не будет преступником, опасным для общества, – выразил мнение Борис Изаровский. – Соответственно, необходимость в его изоляции отпадет. Это очень важно!»
Сейчас учреждение совместно с ГУФСИН подготовило должностную инструкцию по работе с подобной категорией осужденных. «Пока такие случаи единичные, но, думаю, сейчас их будет больше. И здесь главное – не просто дать оступившемуся человеку два лишних года свободы, важно его вылечить, – отметил нарколог. – Но дело в том, что такими людьми управляет болезнь, сами они себе не хозяева. Поэтому важно контролировать осужденного, тем более что на принудительное лечение мы его отправить не можем. Важно грамотное взаимодействие с уголовно-исполнительной системой».
Главный врач заключил, что за два года избавиться от наркозависимости очень сложно, и нужно впоследствии его также держать на контроле, иначе он может сорваться.
Способ разгрузить тюрьмы
Отсрочка наказания – это своего рода условный вид лишения свободы с включенным в него лечением. Косвенная функция статьи 82.1 – это разгрузка мест лишения свободы.
После прохождения осужденным курса лечения, а также медико-социальной реабилитации и при наличии ремиссии, которая длится не менее двух лет, уголовно-исполнительная инспекция с учетом заключения врача и поведения осужденного направляет в суд представление об освобождении от отбывания наказания или оставшейся его части.
«Тенденции в российском праве таковы, что с целью разгрузки колоний и следственных изоляторов сужается сфера применения наказания в виде лишения свободы, ограничиваются основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, – рассказал заместитель председателя Челябинского областного суда Виктор Смирнов. – Также применяются отсрочки наказания в определенных случаях, которые при соблюдении всех установленных условий в дальнейшем ведут к освобождению от отбывания наказания. На моей практике это первый случай применения судом подобной отсрочки в Челябинской области. Если у человека в первый раз обнаружен наркотик не в особо крупном размере, цели сбыта не установлено, наркозависимый приобрел вещество для личного потребления, то государство предоставляет шанс такому человеку исправиться вне колонии».
При этом судья подчеркнул, что принудительное лечение от наркомании возможно в колонии общего режима, а не в колонии-поселении. Наркозависимый попал бы сразу в довольно суровые условия, где находятся другие осужденные, которые могут научить различным способам добывать тот же наркотик. «Так что в определенных случаях суд не только может, но и должен, дабы соблюсти права этого человека, применить отсрочку при наличии совокупности условий», – заключил Виктор Смирнов.
Альтернатива принуждению
Как сообщили в пресс-службе регионального наркоконтроля, на протяжении двух лет ФСКН продвигает инициативу о введении уголовной ответственности за потребление наркотиков, предлагая в качестве альтернативного наказания направление больного на лечение. И статья 82.1, по мнению наркополицейских, стала альтернативой принуждению.
«Совсем недавно начальник УФСКН по Челябинской области генерал-майор полиции Евгений Савченко принял участие в организованном Челябинским областным судом межведомственном семинаре-совещании руководителей УИС, прокуратуры, следственных органов и судов по практике избрания меры пресечения под стражу и обмена информацией по этому вопросу. На нем начальник напомнил о существовании данной статьи и о желательности ее более частого применения к тем, кто является больным наркоманией, согласен лечиться и не является опасным преступником», – заключили в пресс-службе.