В Челябинском областном лицее-интернате, известном как русско-турецкий лицей, впервые в истории его существования с нового учебного года может появиться заочная форма обучения. Руководство ЧОЛИ, где на сегодняшний день учатся только мальчики, рассматривает возможность удаленно поработать с девочками. Подробнее о нововведении, доступности бесплатного эксклюзивного образования для ребят из самых удаленных уголков региона и многом другом выпускникам седьмых классов и их родителям расскажут 27 апреля на дне открытых дверей.
Уникальность во всем
Челябинский областной лицей-интернат – единственное широко известное на Южном Урале учреждение, созданное на базе русско-турецкого лицея, работа которого в последние два года направлена на одаренных детей, в частности, мальчиков. Психологи говорят, что таких ребят всего 3%, поэтому в ЧОЛИ на сегодняшний день учатся только 190 мальчиков с восьмого по 11 класс.
«Я предпочитаю называть их перспективными, – объяснила директор Челябинского областного лицея-интерната Ирина Рузаева. – Это те мальчики, которые уже в седьмом классе, до поступления в наше учреждение, ставят перед собой цель, идут к ней и получают результаты».
Образовательное учреждение эксклюзивное: программа обучения, педагогический и ученический состав – уникальность во всем. Министерство образования и науки Челябинской области создало для лицеистов все условия, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и реализовать возможности. Проживание в просторном общежитии, пятиразовое питание, доступ к современным лабораториям химии, биологии и физики, занятия под руководством опытных иностранных педагогов, изучение английского и турецкого языков – все это бесплатно.
Ученический и педагогический коллектив обычным не назовешь. С ребятами в основном занимаются мужчины – это российские и турецкие преподаватели. Мальчишки соответственно получают настоящее мужское воспитание, зная не только традиции и культуру своей страны, но и толерантно относясь к присутствию рядом представителя другого государства, национальности. В лицее на сегодняшний день учатся русские, башкиры, татары, турки, а также есть представитель Китая – восьмиклассник. Выпускники ЧОЛИ становятся, по мнению Ирины Рузаевой, гражданами мира: ребята поступают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, которые имеют интернациональный характер, а также успешно учатся в Чехии, Канаде и Америке.
Биология на английском языке?
С 10 класса лицеисты на профильном углубленном уровне изучают физику, химию, биологию, математику, информатику и английский язык. Знание последнего для обучения в лицее-интернате имеет первостепенное значение, поскольку образовательная программа ЧОЛИ предусматривает во второй половине дня наличие обязательных дополнительных предметов. Часть так называемых «допов» преподают на английском, чтобы ребята, помимо знаний по информатике, математике, биологии и химии, получали расширенную языковую лексику.
Сегодня все лицеи и гимназии переходят на обязательное изучение двух иностранных языков. ЧОЛИ – не исключение: в качестве элективного курса мальчики изучают турецкий язык. Отметим, что у ребят есть уникальная возможность получать знания напрямую от носителей языка – восьми турецких преподавателей. Ученики, которые добиваются хороших результатов, по индивидуальному приглашению летом едут в Стамбул на практику. В общем, языковая подготовка серьезная. Между тем лицей-интернат не позиционируется как лингвистическая гимназия.
Кстати, вместе с постоянным педагогическим штабом русско-турецкого лицея к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам учащихся готовят преподаватели трех ведущих вузов Челябинска: ЮУрГУ, ЧелГУ и ЧГПУ. Работают они с особыми детьми, которые за период обучения в ЧОЛИ уже добились определенных результатов в какой-то области знаний.
Общежитие квартирного типа
Учреждение направлено на одаренных детей области, поэтому после января весь педагогический состав несколькими бригадами выезжает в села и города региона, чтобы найти самых лучших. В поисках потенциальных учеников встречаются прежде всего с родителями ребят-выпускников седьмых классов, общаются с начальниками управлений образования, главами муниципалитетов. Оценки в аттестате особой роли для получения индивидуального приглашения на обучение в ЧОЛИ не играют. Главное – показывать хорошие результаты в школьных, муниципальных, областных и всероссийских олимпиадах, а также успешное прохождение адаптационных сборов в учреждении.
Набор лицеистов проходит в несколько этапов. Сначала родители мальчиков пишут электронное заявление на сайте лицея-интерната и предоставляют портфолио ребенка с указанием достижений ребят по какому-либо предмету. После заочного знакомства с семиклассниками руководство приглашает мальчиков в Челябинск на двухдневные сборы. Дети живут в общежитии, знакомятся с ЧОЛИ, получают мастер-классы преподавателей, а также выполняют олимпиадные задания. По итогам выстраивается рейтинг, в соответствии с которым высылаются индивидуальные приглашения. Адаптационные сборы проходят в несколько этапов, окончательное решение о зачислении учащихся принимается в августе.
«У нас часто спрашивают о наборе девочек, – призналась Ирина Рузаева. – Сразу хочу сказать, что наше учреждение выступает за раздельное образование и воспитание. Нам кажется, что разделение по гендерному признаку позволяет выдержать четкие подходы к психологии, специфике образования ребенка. Однако в этом году мы решили открыть заочное обучение для девочек Челябинской области. У них будет возможность дистанционно получать задания и несколько раз в году – на каникулах – приезжать в Челябинск на сессию для прямого общения с педагогами. Запустить эксперимент планируем с нового учебного года. Насколько это будет востребовано, станет ясно по количеству заявок. Информацию по поступлению для них разместим на нашем сайте».
Нововведение – вынужденная мера. Руководство учреждения считает, что переход на совместное обучение мальчиков и девочек должен быть плавным. Тем более не каждая мама сегодня готова отпустить своего ребенка после седьмого класса учиться в Челябинск, чтобы он самостоятельно жил в общежитии. Пусть даже под бдительным присмотром преподавателей.
В этом учебном году в ЧОЛИ поступило 75 ребят, из которых только десять – жители столицы Южного Урала. Все лицеисты, приехавшие на учебу из разных уголков области, благодаря поддержке регионального министерства образования и науки обеспечены местами в общежитии квартирного типа. Мальчики живут в двухместных комнатах, у каждого есть свое рабочее место, кровать, тумбочка, шкафчик – в общем, все, что необходимо для подготовки к занятиям и отдыху после уроков.
Раньше русско-турецкий лицей занимал двухэтажное здание бывшего детского сада на северо-востоке Тракторозаводского района. Там ребята ютились в комнатах по восемь человек, спать им приходилось на двухъярусных кроватях. Аудитории для занятий и жилые комнаты находились тогда на разных этажах.
Сейчас лицеисты обзавелись комфортными апартаментами в отдельно стоящем здании рядом с учебным корпусом. За счет выделенной региональным минобразования субсидии по программе модернизации в стенах пятиэтажного дома выполнен капитальный ремонт, установлены все необходимые для безопасности технические средства – пожарная сигнализация и видеонаблюдение. Аудитории, к слову, тоже отремонтировали. Учреждению выделили минивэн для общих культурно-массовых выездов в Челябинскую область, подвоза учащихся, а также большой 52-местный автобус и средства на приобретение нового оборудования в столовую: раздачи, новых плит, пароконвектомата для приготовления пищи без добавления масла, холодильников.
«Министерство образования сегодня полностью оплачивает проживание ребят в общежитии и пятиразовое питание, включающее в себя завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и небольшой ночничок, – рассказала Ирина Рузаева. – Более того, наше образовательное учреждение единственное, которое в один год получило сразу три предметные лаборатории по химии, физике и биологии. Мы используем их, естественно, для обучения наших ребят, а также для занятий школьников области. То есть наше учреждение является ресурсным центром для детей региона, которые по заявкам школ могут провести на базе лицея лабораторные работы».
На выделенные средства руководство ЧОЛИ приобрело новое оборудование в два кабинета информатики, оснастило конференц-зал, в котором теперь ребята и педагоги проводят научные конференции.
Сегодня стоит рассматривать Челябинский областной лицей-интернат как ресурсный центр для региона. Есть возможность дистанционно оказывать методическое сопровождение преподавателей городов, сел Южного Урала, из которых приехали одаренные дети, давать спецкурсы по всем профильным предметам, удаленно обучать ребят английскому языку, поскольку он необходим для поступления.
К слову, о мечтах…
Не хватает учреждению только одного – большой спортивной площадки на прилегающей к лицею-интернату территории. Ребята мечтают о месте, где можно поиграть в футбол, но пока средства по программе модернизации на строительство поля с наличием гимнастических снарядов и беговой дорожки не предусмотрены. Зато после переезда у лицеистов появился спортзал.
«Мальчики очень любят спорт, – объяснила Ирина Рузаева. – Первое, что мы сделали, когда начался учебный год, – провели чемпионат лицея по волейболу, баскетболу, несколько товарищеских матчей с русско-британским институтом, куда наши ребята ходят на курсы по этикету и психологические тренинги. Необходимость в спортивном стадионе, конечно, есть, но пока мечты очень иллюзорны. Хотелось бы также применять предметные практики выезда ребят на природу летом, но возможности оплатить смену в лагере у нас, к сожалению, нет. Не все родители могут позволить выделить средства на путевку, потому что достаток семей разный. У нас учатся дети, у которых мамы, например, работают доярками, дворниками в селах. Им нереально выделить десять тысяч рублей, чтобы оплатить ребенку путевку в лагерь».
Поэтому руководство областного лицея-интерната ценит поддержку, которую оказывает учреждению министерство образования. В этом году благодаря выделенной квоте 13 лицеистов на льготной основе едут в Магнитогорск в профильный гуманитарный летний лагерь, еще 18 мальчиков – в естественнонаучную смену в Озерск.
«Мы понимаем, что министерство образования на сегодняшний день вкладывает в нас максимально, – призналась Ирина Анатольевна. – Родители в стороне не остаются. Благодаря спонсорской помощи мам и пап наших учеников перед началом учебного года нам удалось обеспечить всех областных ребят необходимой мебелью для проживания в общежитии. За это я им очень благодарна. Если честно, меня радует, что есть коллектив родителей, детей и педагогов, которые, зная проблемы учреждения, дружно готовы решать их».
Действительно, всего за два года новому руководству удалось создать крепкий родительский коллектив. Родители не только поддерживают воспитательный процесс, но и являются инициаторами проведения многих мероприятий, в частности Дня матери, Масленицы, на которую пригласили студентов-иностранцев, чтобы показать им богатство русских традиций. Выезды лицеистов на научные конференции мамы и папы часто берут на себя, сопровождая детей в поездках, пока преподаватели задействованы на организации летних лагерей или ЕГЭ. В этом году они даже выезжали в Стамбул, где договорились с заместителем министра образования и губернатором о взаимном обмене учеников, проведении различных форумов.
«Нам бы хотелось, чтобы не только наши ребята имели возможность выезда в Турцию на практику, но и турецкие ученики могли приезжать к нам», – заметила Ирина Рузаева.
Традиции Царскосельского лицея
Воспитательная работа в лицее-интернате тоже уникальна. Сохранены традиции пушкинского лицея, где тоже обучались одни мальчики. Так, 19 октября ребята празднуют День лицеиста. Мероприятие предполагает крупную театральную постановку, связанную с той или иной стороной жизни лицеистов времен великого русского поэта. Мальчики стараются прожить этот день как лицеисты того времени. Это воспитывает в ребятах патриотизм и позволяет сохранить лучшие лицейские традиции Российского государства.
Новый год ребята празднуют вместе, выезжая на базу отдыха «Еланчик». Там лицеисты видят, что такое красивая уральская природа зимой. Центром праздника становится настоящая шоу-программа «Две звезды», которую мальчики готовят совместно с преподавателями.
«В этом году мне пришлось впервые за десять лет, наверное, танцевать, – смеется Ирина Рузаева. – Вместе с 11-классником в подарок всему лицею на Новый год мы подготовили шуточный номер «Танго». Учитель физической культуры Эмин Хамиди и восьмиклассник Денис Кузнецов играли, соответственно, на барабанах и скрипке, что тоже очень необычно. Был красивый вокальный номер Микаила Акчи и Сережи Вагина, который вошел в пятерку сильнейших учеников в регионе на конкурсе «Ученик года». Иностранные преподаватели также пели «Вологду». В общем, была большая шоу-программа, которая объединила ребят и педагогов».
Из патриотических мероприятий Ирина Рузаева выделила День защитников Отечества, День Победы, социальные акции по поддержке воспитанников детских домов и домов престарелых, а также вручение по итогам года премии общественного признания «Успех», посвященной успехам учащихся. Номинантов лицейское братство определяет голосованием, отмечая самые выдающиеся достижения друг друга. Лучшие получают статуэтку.
Благодаря поддержке преподавателей с турецкой стороны в прошлом и в этом году расширился спектр участия лицеистов в международных проектах. Ребята традиционно являются победителями и призерами интеллектуального конкурса «Одиссея разума». В этом году, в частности, учащиеся ЧОЛИ заняли второе место в регионе и получили приглашение на европейский фестиваль конкурса, где будут выступать по технической проблеме. Два года подряд ребята становятся участниками международных экологических научно-практических конференций. Последняя проходила в Бразилии, где мальчики завоевали серебряные медали.
Добавим, в этом году увеличилось число победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году их было трое, в этом – 12. «Мы этим гордимся, – резюмировала Ирина Рузаева. – Мне кажется, мы уверенно идем к тому результату, которого от нас ждут».
27 апреля с 8:30 до 16:00 в Челябинском областном лицее-интернате пройдет день открытых дверей. Подробности можно узнать на официальном сайте учреждения. Ресурс постоянно обновляется, поэтому у родителей лицеистов и абитуриентов есть возможность дистанционно узнать подробную информацию о ЧОЛИ, задать вопрос педагогам и директору.