15 июля в Челябинской области, как и по всей России, завершился весенний призыв. Южный Урал поставил под ружье 3791 человека, что на 3,4% больше первоначального плана. Причем каждый пятый призывник имеет высшее образование. Об этом сообщил вице-премьер регионального правительства Игорь Мурог, отметив, что в целом кампания прошла легко: радует по-боевому приподнятое настроение среди новобранцев. Между тем правозащитники считают, что этой весной было как никогда много нарушений со стороны областной призывной комиссии, которая признавала годными едва ли не всех, кому дали отмашку по здоровью райвоенкоматы. Подробнее об итогах армейского пополнения – в материале Chelyabinsk.ru.
С Южного Урала с 1 апреля по 15 июля отправили в армию 3791 человека против 3664 запланированных первоначально.
«Мы однозначно сработали лучше других субъектов РФ, выполнив план на 103,4%. Дело в том, что когда исполнили изначально поставленную перед нами задачу, получили команду призвать еще 127 человек, чтобы помочь соседним регионам. С задачей справились, – отметил Игорь Мурог. – Вообще весенний призыв всегда менее проблемный, чем осенний. Кроме того, с приходом нового министра обороны престиж вооруженных сил наконец-то начал расти. Армия поднимается с колен, и это было заметно».
Вице-премьер отметил также, что меняется само настроение призывников. «Я как председатель областной призывной комиссии лично беседовал со многими ребятами, в том числе с теми, кто изначально не хотел идти в силу каких-то обстоятельств, – объяснил Игорь Александрович. – В итоге примерно 70% из них переубедил».
Начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Челябинской области Константин Чернышев уточнил, что всего по вопросам продолжения учебы или семейному положению от призывников поступило 20 заявлений.
Игорь Мурог рассказал, что примерно 10% из этих ребят ссылались на то, что у них маленькие дети. В данном случае областная призывная комиссия в состоянии организовать для этих парней службу в пределах региона. Кроме того, хорошим бонусом здесь является ежемесячная выплата в 10 000 рублей женам бойцов с малолетними детьми.
Весенний призыв традиционно отличает от осени большой процент срочников с высшим образованием. В этот раз в строй встали около 20% таких солдат – это фактически каждый пятый от общего числа новобранцев.
«Парни, имеющие высшее образование, идут в строй с готовностью, – сказал Игорь Мурог. – В том числе пять человек из числа наиболее достойных этой весной отправились в Воронеж в научную роту Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС России: двое из МГТУ и трое из ЮУрГУ».
Самая умная пятерка займется в ВУНЦ научной деятельностью в интересах Минобороны. После демобилизации они смогут поступить в аспирантуру. Отметим, что в армии из «ботаников» при акценте на работу головой все-таки будут делать настоящих мужчин: их научат обращаться с оружием и заставят регулярно выполнять упражнения по физподготовке.
«Весенние» призывники поехали служить во все рода войск.
Возобновленный набор в ЧВВАУШ пока не радует: всего заявления подали около 350 кандидатов в курсанты. Часть из них будет отсеяна при проведении испытаний. Набрать нужно 492 курсантов. Игорь Мурог уточнил, что задачу выполнят за счет поступавших в Воронеже. Затем, шутя сказал, что если не хватит, то поступит сам, ведь штурманской профессии у него нет.
В каком районе лучше, а в каком хуже других справились с заданием по набору в солдаты – будет известно в ближайшее время. Так же как и то, сколько призывников уклонились от прихода на призывной пункт после получения повестки.
Больных тоже берут?
Традиционно призыв – это время бурной деятельности различных правозащитных организаций. Так, руководитель «Школы призывника» Валерия Приходкина только за время беседы с корреспондентом сайта насчитала 13 уже написанных жалоб на работу военкоматов. «Обычно жалобы шли на работу районных военных комиссариатов, где часто признавали годными ребят с целыми букетами болезней, – рассказала правозащитница. – В этот призыв все поменялось: жалобы идут на областную призывную комиссию, которая отменяла решения районных, признавая негодных солдат годными. В связи с этим сейчас ждем волны возвратов новобранцев из воинских частей и множества жалоб от их родителей».
Валерия Приходкина также лично отправила две жалобы в министерство здравоохранения Челябинской области по поводу того, что в лечебных учреждениях конкретным призывникам, годность которых к службе оспаривается, под давлением членов областной призывной комиссии снимают или меняют диагноз.
«Жалоба отправлена на больницу №3 и областную стоматологию, – сказала Валерия Юрьевна. – В частности, в последнем случае после звонка Максимова (начальник военно-врачебной комиссии областного военкомата Олег Максимов, – Прим. автора) призывнику изменили на более легкий, неправильный прикус третьей степени. А в третьей больнице парню сняли гипертонию второй степени и поставили на документах подпись Олега Маханькова, хотя он такими делами не занимается, это делает его зам по лечебной части».
Валерия Приходкина уверена, что «план по призыву не сделан и наполовину», потому и было задание брать всех подряд, в том числе «кривых и косых».
«Военкомат находится в очень сложной ситуации: с одной стороны, необходимо выполнить план по призыву, с другой стороны нужно отобрать из общего числа только здоровых парней. Сократить призыв не получится – команда дана сверху, остается только «перелопачивать» тех, кто имеет недомогания, но чьи диагнозы можно подвести под другую, менее ограниченную статью годности к военной службе, – считает руководитель общественной организации «Единая служба помощи призывникам» Валерий Ашмарин. – К примеру, Максим с раннего детства наблюдается у врача специалиста по поводу сколиоза и остеохондроза грудного отдела позвоночника второй степени. За месяц до начала военно-врачебной комиссии парень прошел рентгенологическое обследование в лечебном учреждении к которому он приписан, диагноз подтвердился. В районном военкомате парня направили на повторный рентген в другое лечебное учреждение, диагноз подтвердили, но с другими цифрами. Областной военкомат направил на третье обследование, где сколиоз «уменьшился» и диагноз стал подходить под категорию «годен с небольшими ограничениями». Никого не смутило то, что парень за месяц получил годовую дозу облучения».
В России возрождаются спортивные роты. Челябинская область на осенний призыв уже получила задание подобрать призывников для такого подразделения. Рота будет комплектоваться мастерами спорта, кандидатами в мастера и обладателями разрядов не ниже первого взрослого. Южноуральские спортсмены будут служить на базе ЦСКА ВВС в Самаре.
«По здоровью заявлений было много. Все рассмотрены тщательно», – заявил Константин Чернышев.
Таким образом, действительно ли в армию забирали негодных к службе парней, станет известно примерно через месяц – по числу возвратов из воинских частей.
«Все жалобы на работу военно-врачебных комиссий, в том числе в районных военкоматах, рассматриваются. Жалоб было довольно много, как и всегда», – сообщил военный прокурор Челябинского гарнизона Александр Двинянин.
Еще одна проблема, которую в ходе призыва активно муссировали правозащитники, – призыв молодых людей, которые еще не закончили обучение в университетах или школах. Все это осталось на уровне слухов: правозащитники не смогли назвать ни одного конкретного человека, которого отправили в строй прямо со студенческой скамьи без объяснения причин.
«Мы даем парням возможность доучиться, идем им навстречу. Если человек хочет поступить в аспирантуру, пусть поступает. Не поступит – пойдет в армию осенью. Если парень действительно толковый, никто его не будет насильно из института забирать», – заверил Игорь Мурог.
Вице-премьер при этом призвал представителей общественности к диалогу. «Я всегда приглашаю правозащитников на заседания комиссии, мы ни для кого не закрыты, но почему-то еще не один из представителей общественности не пришел. Я лично готов к диалогу, который, в том числе, пойдет на пользу призывникам», – заключил Игорь Александрович.