Город «Детские» дела взбудоражили СК

«Детские» дела взбудоражили СК

В Челябинской области будет налажено межведомственное сотрудничество по вопросам безопасности детей. Аккумулироваться силы общественников, министерств и ведомств будут в региональном следственном управлении, которое и выступило автором инициативы. Через месяц при СК будет создана рабочая группа. В первую очередь будут решаться вопросы о создании на Южном Урале мобильных бригад психологической помощи детям и усилении профилактики детской преступности. Об этом сегодня шла речь на круглом столе по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних в Следственном комитете России.

С 1 января прошлого года органам Следственного комитета России передали по подследственности уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в отношении детей или ими самими. Следователи погрузились в «детские» дела и увидели, что профилактика преступлений ведется разрозненно, многие нарушения прав детей остаются скрытыми, сами ребята, решая пойти на преступление, не думают о грозящем наказании.

За первое полугодие 2013 года несовершеннолетними совершено 110 преступлений. Потерпевшими признаны 1300 детей. В суд направлено 154 дела, из них по убийствам несовершеннолетних – шесть, причинении им тяжкого вреда здоровью – четыре, преступлениям сексуального характера – 44.

«Вопрос безопасности детей очень серьезный. И в следственном комитете сегодня существует ряд сложностей при работе по таким преступлениям, – сказал исполняющий обязанности руководителя регионального СКР Павел Чеурин. – Вообще, сама по себе статистика говорит о том, что количество таких преступлений сокращается, но отдельные вопиющие случаи свидетельствуют о полном бездействии некоторых органов. Нам нужна концепция, которая поможет наладить взаимодействие».

Допрос с психологом

Павел Чеурин заявил о нескольких болевых точках в работе с детьми. Один из главных аспектов – расследование самих преступлений в отношении несовершеннолетних, особенно если речь идет о сексуальном насилии. Дело в том, что дети неохотно идут на контакт со следователем, существенно усложняя его работу. Все это при том, что такие преступления являются в большинстве своем латентными.

«УПК обязывает, что при допросе несовершеннолетнего обязательно должен присутствовать педагог, но педагог не всегда может решить проблему. Следственный комитет рекомендует нам привлекать психологов. Но у нас нет в штате таких специалистов, – пояснил Павел Чеурин. – В связи с этим хотелось бы рассмотреть варианты взаимодействия с министерством социальных отношений или министерством образования по предоставлению таких людей для работы с детьми. Но есть сложности, например, выходные, отпуск... А нам нужно, чтобы человек был доступен всегда, так как при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений в отношении детей счет идет на минуты».

Следователи СК намерены заключить соглашение с минобразования и проводить для школьников лекции по профилактике преступности. Подобный положительный опыт внедрен в Миассе.

Министр образования и науки Южного Урала Александр Кузнецов полностью поддержал инициативу СК, заявив, что предложение требует детальной проработки. «Проблема непростая. Надо решить, кто конкретно должен присутствовать, школьный психолог или специалист из соцзащиты. Вопрос оплаты труда тоже требует решения», – резюмировал глава минобра.

Министр социальных отношений Лариса Мошкова подтвердила необходимость создания мобильных бригад психологической помощи детям и выразила надежду, что вопрос решится в ближайшее время, но не исключено, что потребуется расширение штата психологов.

Детский омбудсмен Маргарита Павлова уверена, что неотложная психологическая помощь должна не только быть подспорьем на допросах. Она также может сыграть роль в предупреждении нарушений прав детей в семьях. «Ребенку нужен психолог, когда родители ругаются и дерутся, ведь после таких сложных семейных отношений дети сбегают, совершают необдуманные поступки», – сказала Маргарита Николаевна.

Александр Кузнецов, полушутя, прокомментировал, что, когда в семье дерутся, нужен не психолог, а физическая сила, которая драку разнимет. А уж психолог должен работать с семьей «когда пройдет пьяный угар».

Мобильные бригады психологов могут появиться уже в ближайшее время.

Взаимодействие в поиске

Второй сложный вопрос – это взаимодействие служб в розыске пропавших детей и выявлении преступных фактов, совершенных в отношении них.

«Случаи безвестного исчезновения детей вызывают у нас особую озабоченность, – сказал Павел Чеурин. – Только в первом полугодии 2013 года в управление поступило десять сообщений по данному факту, а вместе с ГУ МВД – 17. Было возбуждено два уголовных дела по статье 105 УК РФ (убийство). За каждым таким случаем может скрываться совершение особо тяжкого преступления. Мы должны предотвращать случаи ухода детей из дома, это целый комплекс мероприятий».

СК в данном вопросе готов сотрудничать и с органами опеки, и с полицией, и с общественными организациями. Между тем органы опеки региона считают, что работа налажена: есть семьи риска, есть данные детей, которые нередко покидают дома, есть реабилитационные центры. Нет особых вопросов и у полиции. Однако много проблем у волонтеров, которые бок о бок с правоохранительными органами занимаются розыском детей.

«Зачастую нам очень сложно получить оперативную информацию о разыскиваемом человеке. Нам хотелось бы, чтобы нас знали в каждом отделе полиции и, соответственно, проще давали информацию, – сообщила координатор поискового отряда «Легион Спас» Ольга Задворных. – Кроме того, иной раз мы находим сбежавшего ребенка, но в семью он возвращаться не хочет. Куда нам его вести? Вопросов много. Ответов пока нет».

Александр Кузнецов считает, что проблема нерешаемая и никто в органах полиции информацию общественникам не даст и правильно сделает: мало ли какие люди пришли и с какими намерениями. «Здесь встает вопрос о сертификации общественных организаций, уполномоченных заниматься поиском, – отметил Александр Кузнецов. – Но это уже изменения в федеральное законодательство. Или, Маргарита Николаевна, выдайте волонтерам корочки общественного помощника уполномоченного по правам ребенка».

С латентностью преступлений в отношении детей Павел Чеурин предложил также бороться при помощи детского телефона доверия, но выяснилось, что это невозможно: работа телефона не обязывает подростка сообщать свои данные, ставить определители номеров также запрещено. А значит многие факты жестокого обращения с детьми останутся без разбирательств, хотя дежурящие на телефоне специалисты всегда советуют подросткам обращаться в случае чего в полицию, наркоконтроль. Теперь добавят и телефон СК.

В итоге участники круглого стола взяли месяц для проработки всех поступивших инициатив. После этого начнут приниматься конкретные решения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления