В Челябинске увеличат число операторов экстренного телефона 02. Такое решение было принято руководством ГУ МВД региона после участившихся жалоб на невозможность быстро дозвониться до стражей порядка. Однако горожане указывают и на запоздалое прибытие полиции по их заявкам. Корреспондент сайта Chelyabinsk.ru побывал в дежурной части УМВД областного центра и попытался найти ответы на вопросы наших пользователей.
«Не хватает личного состава»
За сутки на номер 02 в Челябинске поступает около 600-700 звонков. Десять линий экстренного телефона полиции обслуживают пять операторов.
Дежурная часть городской полиции представляет собой обширное помещение, разделенное колоннами и стеклянными перегородками на отсеки. На передовой перед огромными телеэкранами с картой Челябинска сидят начальник смены и старший оперативный дежурный. В пятницу вечером, во время нашего визита, здесь все тихо, спокойно, мужчины в форме тихонько переговариваются, что-то записывают в бумаги и компьютеры. Как объяснил начальник дежурной части УМВД города Юрий Клепиков, здесь находится «мозг» его службы.
«Именно отсюда идет управление всеми дежурными нарядами, экипажами. В случае каких-либо происшествий здесь стоит дым коромыслом, – рассказал Юрий Клепиков. – Недавно, когда в Сосновском районе угнали автомобиль Nissan, который впоследствии был замечен в Шаголе, тут говорили все разом, по всем телефонам, по рации. Я сам сел за пульт и направлял экипажи ДПС, которые в итоге окружили злоумышленника, и ему ничего не оставалось, как выпрыгнуть из машины и попытаться сбежать на ногах. Но и это у него не вышло, задержали».
Дежурные решают, куда какой экипаж направить первоочередно. Так почему же очень часто челябинцы, вызвавшие полицию, чтобы утихомирить буйных соседей или пьяную компанию под окном, видят стражей порядка только через несколько часов? По словам Клепикова, основная причина – это нехватка личного состава. Так, к примеру, в Калининском районе, где проживает около 200 тысяч человек, ночью на заявки выезжает только одна группа немедленного реагирования, четыре экипажа вневедомственной охраны и в качестве приданных сил – несколько патрулей ДПС. Конечно, если случается экстренное происшествие, оговаривается Клепиков, на него бросают экипажи и из других районов. Ну а для усмирения многочисленных дебоширов полицейских просто-напросто не хватает.
25 июля на пресс-конференции начальник ГУ МВД Владимир Скалунов, отвечая на вопрос о плохой работе линии 02, предложил журналистам прямо при нем позвонить в полицию. Корреспондент сайта Chelyabinsk.ru набрал номер, дежурный ответил сразу же.
«А ведь бывает так, что в течение пяти минут поступает пять-семь заявок по одному району, – посетовал Клепиков. – В первую очередь выезжаем на уголовные преступления, потом уже по административным правонарушениям, к которым относятся эти шумные компании».
Чуть глубже в зале сидят помощник дежурного и оператор, принимающая факсы, телефонограммы, сообщения по телетайпу. А уже за ними, в самом конце дежурной части располагаются столы тех, кого слышат челябинцы, набирая номер 02. Сейчас работают десять телефонных линий, которые обслуживает пять операторов. По решению руководства ГУ МВД по Челябинской области, количество последних планируется увеличить до восьми.
Женский слух
Все операторы – женщины. При приеме на работу кандидаты на эту должность в первую очередь проходят тест на психологическую устойчивость. При слабых результатах дальше документы соискателя даже не рассматривают. Дело в том, что звонят не только вежливые, но и грубые, и пьяные, и психически нездоровые люди. 02 набирают не только в случаях совершения преступлений, каких-то противоправных действий или нарушения общественного порядка, но и когда нет горячей воды или надо узнать телефон какой-нибудь администрации. И абсолютно каждого оператор обязана выслушать, принять заявку и при необходимости перенаправить звонок по адресу – в скорую, службу спасения, к диспетчеру коммунальной службы и так далее.
Согласно опросу 74.ru, челябинцы скептически относятся к инициативе об увеличении числа операторов 02. По состоянию на 18:00 5 августа, более половины респондентов посчитало, что это ничего не изменит. При этом более трети, наоборот, отметили, что работа стражей порядка станет лучше. 4,8% ответили, что даже если случится беда, то 02 набирать не станут, еще 6,7% при необходимости звонят знакомым полицейским.
Пока мы разговаривали, телефоны практически не замолкали. Едва одна из операторов заканчивала беседовать, передавала сообщение дежурному и вносила в карточку учета сообщений все полученные данные, как тут же снова брала трубку и принимала новую заявку, если она таковой была. Или просто слушала оскорбления в свой адрес – такое тоже бывает, поэтому без психологической устойчивости на этой работе действительно никуда.
Одна из читательниц сайта Chelyabinsk.ru пожаловалась на форуме, что оператор полиции говорила с ней, как на допросе, жестко выспрашивала слишком много. Основная задача оператора узнать, как можно больше детальной информации от звонящего, не вдаваясь при этом в эмоции. Поэтому, набирая номер 02, будьте готовы четко и лаконично сообщить максимум информации.
Фото: Фото Александра ДЫБИНА