О танцах с Вероникой Борисовной можно говорить часами. Сегодня чемпионка России по спортивным танцам делает чемпионами других. О новых победах воспитанников челябинской школы «Вероника», о нелегком пути спортсмена к самым верхним ступеням успеха, о способности доказать себе, что ты чего-то стоишь, мы говорили с гостем нашей редакции Вероникой Болтвиной-Бутузовой.
Лето побед
– Это лето принесло много побед спортсменам школы «Вероника». Какие награды ребята привезли в Челябинск?
– Начнем с того, что в конце марта – начале апреля этого года наши ребята стали чемпионами России. К этой победе мы шли долго. Сначала были в первой шестерке, потом стали третьими, а к концу танцевального сезона в 2013 году, на первенстве России, стали чемпионами. Вслед за этим, чтобы подтвердить чемпионский титул, нужно было принять участие в серии международных турниров.
– Таковы требования?
– Такую задачу мы для себя поставили. Считаю, чтобы результат был настоящим, его нужно закрепить на таком уровне, где выступают сильнейшие спортсмены мира. Если ты на их уровне будешь выглядеть достойно, вопросов нет. К тому же на турнирах мирового уровня тебя оценивают не судьи твоей страны, которые знают твою школу, видели и даже любят твоих учеников, поэтому в июне мы отправились на Украину, где проходили большие международные сборы. Приехали лучшие пары из Канады, США, Австралии, стран Европы. В это же время там проводился открытый чемпионат Европы среди молодежи и открытый чемпионат по взрослым – 19 лет и старше. Это очень важный момент для маленьких танцоров – оказаться в такой команде.
– Какого возраста детей вы привезли на эти соревнования?
– 8-9 лет. Для такого турнира они совсем еще ляльки. Кстати, спортсменов такого возраста нет ни у кого, кроме России и некоторых стран бывшего СНГ, где сохранилась многоступенчатая система подготовки артистов балета, музыкантов и детей, которые занимаются спортивными танцами, художественной гимнастикой, фигурным катанием. Мы берем детей в самом раннем возрасте и ведем их до самой верхней ступеньки. На Западе система другая – они начинают заниматься с детьми, когда те достаточно сознательно делают выбор. Это дети старше 11 лет.
– Однажды Денис Мацуев, говоря о ценности нашей многоступенчатой школы в музыке, подчеркнул, что ребенок полностью раскрывается только в раннем возрасте, подросткам это дается намного сложнее.
– Верно, маленькие дети очень быстро усваивают материал, их легче погрузить в определенную среду, они в ней быстрее приживаются, и это становится их естественной жизнью. Не надо бояться открывать для них двери в большой мир. Как показывает практика, работа рядом с мировыми чемпионами – огромное благо для наших детей. Они тут же отождествляют себя с кумирами, и происходит быстрое обучение. Вот в такую среду мы погрузили наших маленьких спортсменов на семь дней. Они станцевали два турнира. Причем танцевали в одной группе со спортсменами старшей группы. Стартовали 140 пар. Все очень серьезно. И вот наши малыши, которые ростом ниже всех, стали седьмыми в первый день. В следующие два дня мы вновь выступали с детьми старше себя и стали первыми. Причем ни одного судьи из России на турнире не было. Это было чужое для нас спортивное пространство.
– Это многое определяет?
– Конечно, потому что так или иначе каждый судья продвигает интересы своей страны, своей школы, поэтому надо танцевать выше всех на голову, чтобы у судей рука не поднялась снизить оценку. Когда шли выступления, было видно, что уровень пар примерно одинаков – все шли в шаге друг от друга, все дети музыкальные, уверенные в себе. Но судьи выделили наших ребят из всех – вот это, конечно же, признание. С этого турнира мы сразу поехали в Сочи, где взяли три золота, но уже в своей возрастной группе. Там также проводился международный турнир, но танцевали только россияне, а судили иностранные арбитры.
– И еще был Штутгарт?
– Да, мы ездили в Штутгарт с тремя парами. Это было уже в августе, после Сочи, после сборов в Москве. В Германии пришлось бороться по полной программе, так как судейская панель состояла из судей принимающих участие стран. И каждый, конечно же, защищал интересы своей команды. Сначала мы стали четвертыми, а затем третьими, уступив Германии и Венгрии. Что поразительно, почти в каждой паре один из спортсменов был из России. За Германию танцевал русский мальчик, за Израиль – то же самое, за Эстонию... По правилам достаточно, чтобы лишь один спортсмен из танцевальной пары был гражданином той страны, за которую она выступает. И вот, одна фамилия – немецкая или британская, а вторая – русская. Так ценится наша школа, наши традиции в этом виде спорта. Мы щедро делимся своими талантами.
Возможность выбирать
– Скажите, тренеры других стран завидуют российским, потому что у вас есть возможность вести детей с самого раннего возраста?
– Очевидно, что это напрягает и озадачивает тренеров. У них нет такой школы.
– По сути наши талантливые дети в раннем возрасте обретают профессию?
– И в этом нет ничего плохого. Однажды Дмитрий Хворостовский сказал, что он никогда не стоял перед выбором профессии, потому что с детства знал, что будет петь, и ни на что не разменивался. Слава родителям, которые пытаются заложить в ребенке на этапе его первых шагов, первого осознания внешнего мира любовь к творчеству – будь то лепка, рисование, музыка, художественная гимнастика или танцы. Родители стремятся распахнуть своим детям сразу несколько дверей в большой многообразный мир, и потом у ребенка есть возможность выбирать.
– Но есть мнение, что таким образом малышей лишают беззаботного детства.
– Ребенок не может быть лишен детства. Например, в сериале «Папины дочки», который идет уже пять лет, девочки начали сниматься совсем маленькими, они выросли в сериале, на глазах зрителей! Но ребенок не перестает быть ребенком, он играет, развивается, находит друзей в той среде, в которую его погрузили. У «папиных дочек» детство – съемочная площадка, где есть все – друзья, увлечения, радости. У детей школы «Вероника» – это танцы. Чаще всего именно в «Веронике» они обретают друзей. Здесь комфортная для них атмосфера, здесь их интересы. Они бегут сюда с радостью и проводят здесь большое количество времени. Часто ездим командой на соревнования. Это же так здорово – уехать вместе с тренером, без мамы и папы! По себе знаю. Они очень любят ездить на сборы. Это наша жизнь.
– Да, но это жизнь, полная серьезного труда и жесткой конкуренции?
– Мы не занимаемся муштрой и не концентрируемся на результате. Педагог, начиная работать с ребенком, всегда ставит перед собой стратегические планы. У меня набрана группа – дети трех-четырех лет. Занятия с ними только начались. В группу 6-7 лет придет процентов 15 от общего набора. И так далее. До верхней ступеньки дойдут единицы. Так и должно быть. Я постоянно говорю родителям, что нужно определиться сразу, для чего они выбрали танцы. Для красоты и грации? Это одно. Для участия в концертах и шоу? Другое. Для побед в трудном, жестком виде спорта? Третье. Поэтому нужно заранее просчитать все риски. Не следует завышать возможности своего ребенка, нельзя жить сверхожиданиями, чтобы не было сверхразочарований. Нужно ставить достижимые цели, потому что ребенок очень чувствителен, раним. И упаси вас бог говорить ребенку, что его недооценили. Не нужно в нем воспитывать комплексы. Если вы правильно определите свое место и свои задачи, ваш ребенок будет получать удовольствие от занятий.
– Но с талантливых спрос особый?
– Не только талантливых, но работоспособных и целеустремленных. Да, им останавливаться на достигнутом нельзя. Никаких корон и звездных болезней! Сегодня ты стал первым, а завтра утром встал и снова пошел в танцевальный зал тренироваться. Если это не сделаешь ты, то туда придет кто-то другой, кто отстает ровно на полбалла, буквально дышит в спину. Конкуренции никто не отменял. На самый верх карабкаются избранные, проход очень узкий. Кому не дано, не надо переживать, потому что в то время, как одни просто в удовольствие потанцевали на тренировке, другие остались после тренировки и еще часа два работали! И надо видеть этот труд! Поэтому мы учим детей не завидовать победителям, а уметь радоваться их успехам.
– Что нужно сделать для того, чтобы ребенок не остановился в развитии, потому что почувствовал себя звездой?
– Считаю, что здесь большую роль играет семья ребенка, его ближайшее окружение. Как правило, амбиции, стремление к звездности накрывают не ребенка, которому все это неведомо, а родителей. Наша слепая родительская любовь может привести к катастрофе, когда родители начинают ребенка выделять, ограждать, делать особенным... Не каждый родитель может справиться со славой, как не каждый может подчинить свою жизнь пути ребенка к успеху. Я всегда благодарю родителей, которые, например, все лето посвящают сборам и поездкам на турниры. У них не бывает отпуска и отдыха на пляже. Мы ставим задачи, а родители их выполняют – этому посвящен их режим работы и отдыха, их финансы перераспределены в пользу ребенка. Конечно, я нахожу партнеров, которые нам помогают. Министерство по физкультуре и спорту нам помогает, городское управление по спорту, за что огромное спасибо. Но многое ложится на плечи семьи.
Победило сердце
– Как тренер вы стали известны еще до появления школы «Вероника»?
– Да, когда я начинала работать в качестве тренера, мои ученики еще не были объединены школой «Вероника». Они жили и в Москве, и в Омске, и в Хабаровске, и в Красноярске, – в разных городах России. Ребята выступали за разные клубы. А школе «Вероника» 13 лет. До этого 15 лет я работала во Дворце пионеров и школьников имени Крупской. Там была танцевальная студия.
– Судьи прекрасно знали вас как талантливую спортсменку, сразу ли было доверие к Веронике Болтвиной – тренеру?
– Нет, конечно. Потому что, как в любом виде спорта, ты можешь быть замечательным спортсменом, победителем турниров, но тренера из тебя не получится. Умение найти подход к ученикам и передать свои знания дано, увы, не всем. Педагог, тренер – это призвание. В нашем виде спорта, кстати, половина успешных спортсменов становится столь же успешными тренерами. Это хорошо. Но за мной, конечно же, пристально наблюдали, когда я стала тренером.
– В то время, когда вы начали заниматься спортивными танцами, все было проще или сложнее?
– Наверное, проще, потому что тогда это не было спортом. Это были бальные танцы. Не было жесточайшей конкуренции, которая есть в спорте. Были фестивали, конкурсы, концерты. Мы жили творчеством, искусством. Сегодня сохранились красота, грация, музыка, костюмы, прически, макияж, но это уже спорт. Жесткая конкуренция. И все дети, помимо работы в танцевальных классах, сдают нормы общей физической подготовки: бег, бег с ускорением, подтягивание, отжимание...
– В вашем детстве ничего этого не было?
– В моем было – я с детства параллельно занималась фигурным катанием (с пяти лет), легкой атлетикой (со второго класса). Причем в легкой атлетике я была гораздо успешнее, чем в танцах. У меня были хорошие скоростные качества, прыгала я хорошо, на короткие дистанции бегала. Сочетание танцев и легкой атлетики потом мне очень пригодилось в профессиональной деятельности. Если бы не было этого, не было бы и чемпионских титулов. Плюс музыкальное образование. Все сложилось и все получилось.
– Родители приобщили к музыке?
– Да. По утрам папа ставил пластинку и спрашивал: «Что это было»? – «Четвертый концерт Баха». – «Нет, давай еще послушаем» или «Молодец, а кто исполнитель»?... И так далее. Мне это не очень нравилось, я сопротивлялась. Кстати, я очень любила Моцарта, очень прониклась его трудной судьбой. Две биографии – Баха и Моцарта, которых отцы с детства нещадно воспитывали, – научили меня с ранних лет ценить труд музыкантов. Я с ранних лет понимала, что музыка – это огромный труд. И любая музыкальная школа – подвиг и для ребенка, и для родителей.
– Но родители оставили вам право выбора?
– У меня мама – уникальный человек. Она всегда говорила: это твой выбор, твоя жизнь, я не хочу, чтобы ты потом говорила, что я сбила тебя с нужного пути, что я не дала тебе этого сделать. Иногда даже хотелось, чтобы она приняла решение за меня, каждый ребенок хочет, чтобы у него был запасной аэродром. Но мне его не предоставили. (Смеется.) И постепенно ты привыкаешь думать, прежде чем принять решение. Все мы знаем, что существуют классические реплики родителей: «Хотеть не вредно!», «Вот зря мы тебя в детстве не лупили!», «У меня голова уже болит от твоей музыки!», «Я тебе слово, ты мне десять!» И тому подобные. А мне все время говорили: «Подумай и сделай, как ты хочешь». Сегодня я понимаю, что первую половину своей жизни я подчинялась разуму. Иногда мне не хотелось что-то делать, но умом понимая, что это пригодится, я делала. Потом начала понимать, что к сердцу тоже нужно прислушиваться. И как показала практика, сердце тоже приводит к нужному результату.
– Почему был сделать выбор в пользу танцев?
– Победило сердце. (Смеется.) Поддалась душевному порыву. Было желание пойти в медицинское училище после 8 класса, потому что бабушка с дедушкой были врачами. Но родители убедили окончить десятилетку. С детства я любила играть в школу и возиться с малышами нашего двора, поэтому мечтала и о профессии педагога. Мне многое было интересно. Но когда пришел успех в танцах, все остальное ушло. Я поступила сначала в училище культуры, потом в ЧГАКИ. И только когда танцы стали видом спорта, окончила академию спорта.
Рюкзак опыта
– Что вас спасало от звездной болезни?
– Многие, у кого есть спортивные победы, относятся к себе очень критично. И это помогает. Человек, достигая чего-либо, тут же осознает, что есть еще к чему стремиться. Это не синдром самоедства или круглого отличника, это, скорее, своеобразный перфекционизм. Сегодня я ставлю перед педагогами школы цель, задачу, затем говорим о путях достижения и только потом подводим черту и пишем слово «успех». Поэтому, когда я танцевала и занимала какие-то места, я всегда помнила, какую задачу передо мной ставил тренер. И я понимала, что не совершенна, потому что не все удалось выполнить. В результате я никогда не была довольна собой. Однажды мне об этом же сказал Николай Цискаридзе: «Я обязан ежевечерне выходить на сцену и быть в прекрасной форме, чтобы сам себе смог поставить оценку «пять». У артистов балета все еще сложнее, чем у спортсменов.
– Наверняка не раз возникала ситуация, когда вы могли уехать из Челябинска навсегда?
– Я и уезжала. В Москву. Прожила там восемь лет. Возвращаться не хотела. Первые два года там сложно, а потом открываются огромные возможности для тех, кто не стоит на месте. Можно было уехать в Европу, звали, но тогда я не понимала своего там места. Хотелось быть востребованной в России. Мне нужно было доказать себе, что все сделанное было не зря, что все получилось. Знаете, когда я поступила в ЧГАКИ на кафедру хореографии, мне говорили: что это такое – бальные танцы? Не знаем, куда тебя пристроить?! Для преподавателей, выросших на классике и народных танцах, мы были ничем и никем. И мне хотелось доказать, что мои танцы имеют право на жизнь. Вы видели фильм про Валерия Харламова? Перед тем как взять его в команду, тренер Тихонов его уничтожал полгода. Просто не допускал до льда, хотя Валерий был к тому времени лучшим нападающим. То же самое было у меня: ты не умеешь стоять на пуантах, делать вертушки и дробить, что ты там делала в своих бальных танцах?! И надо было доказывать, что ты чего-то стоишь. Часто до ночи работала в танцевальном классе.
– Теперь-то уж точно доказали?
– Теперь есть школа «Вероника», где дети занимаются и классикой, и народным танцем, и гимнастикой... А тогда не было у нас базы такой. Только сейчас мы создаем ее, создаем традиции. Конечно, приятно, когда тебе сегодня говорят: ты молодец, всего добилась. Один из моих преподавателей как-то рассказал: «Приезжаю в Германию, смотрю телевизор, а там говорят о чемпионате мира по спортивным танцам, который проходит в Бонне, и называют твою фамилию... Я чуть с дивана не упал». Для него это было потрясением.
– Вам страшно было ехать в Москву?
– Конечно. Я же поехала туда одна. Дорога к успеху была трудной. Тебя уже знают в Челябинске, а в Москве вновь нужно доказывать, что ты чего-то стоишь. Там своих хватает, все такие же красивые, талантливые. (Смеется.) А ты кто такая? С Урала она приехала! И я тогда решила, что никогда не буду называть себя москвичкой, не дождетесь! У меня партнер был коренной москвич, а я смело везде писала: Челябинск или Урал. Когда ты побеждаешь москвичей, европейцев, почему нужно стесняться, что ты с Урала? А потом мне захотелось чего-то добиться на своей земле. Я сегодня говорю ученикам школы «Вероника»: у вас есть родительский дом, есть школа – второй дом, где мы проводим достаточно большую часть своей жизни. И есть третий дом – наш город, который мы развиваем, мы создаем в своем городе определенные процессы и руководим этими процессами.
– Учите их быть активными?
– Конечно. Нельзя занимать потребительскую позицию, она должна быть активной. Это же наш город. Нынче в День города мы участвовали всей школой в эстафете. Раньше я делала большие концерты на Кировке, хотелось показать все коллективы города, которые занимаются пластикой тела: все фитнес-клубы, все студии акробатики, хип-хоперов, бальные танцы, гимнастов, народные коллективы... В прошлом году собрали флешмоб огромный. Мне это было интересно. Праздник города – это наш общий праздник.
– Вы многого добились. Можно дальше идти – теперь-то вы понимаете свое место в Европе?
– (Смеется.) Теперь да. Только годы начинают привязывать тебя канатами. Чем больше за спиной рюкзак, хотя всегда стремлюсь сбрасывать лишнее – страхи, разочарования, неудачи, обиды; – тем труднее сорваться с обжитой территории. Дело привязывает.
– Если ваши дети не сумеют достичь самых верхних ступенек успеха, вы примете это как свой просчет?
– Нет. Я настолько удовлетворила свои амбиции, я довольна тем, что сделала, хотя сложностей было много, что меня это не пугает. К тому же у детей нет тех преград, через которые пришлось пройти мне, у них стартовая база лучше, и, думаю, они обязательно раскроются.
– Какие испытания в этом сезоне ждут ваших спортсменов?
– Самое сильное испытание – переход в новую возрастную группу. Каждые два года меняется возрастная группа, и это всегда самое сложное. Из группы, где они самые взрослые, они переходят в группу, где становятся самыми маленькими. Вот почему я на соревнованиях поставила младших со старшими, чтобы они привыкали. Скоро поедем на большой турнир «Огни Москвы», на чемпионат в Вену – очень сильный детский чемпионат. И будем работать. А 5-6 апреля 2014 года в Челябинске состоится традиционный Кубок губернатора по спортивным танцам.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА