Власти Челябинской области ищут варианты привлечения частных инвесторов в сферу водоснабжения и водоотведения, объекты которой не включают в федеральную программу «Чистая вода». Об этом было заявлено 13 ноября на совещании при губернаторе. На Южном Урале за последние несколько лет отмечается ухудшение качества питьевой воды. Как сообщил руководитель регионального управления Роспотребнадзора Анатолий Семенов, особую тревогу вызывают несколько муниципалитетов, в том числе Челябинск, где существуют проблемы с хлорорганикой. О том, в каких городах сложилась самая острая ситуация в этой сфере и как она будет разрешаться, – в материале Chelyabinsk.ru.
Деньги на бочку
За последние годы общая сумма направленных в регион в рамках программы «Чистая вода» средств превысила 28,7 миллиарда рублей. Как уточнил министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин, финансирование поступало из бюджетов различных уровней – федерального, областного и местного, а также от частных инвесторов. Однако программа ограничивает круг объектов, на которые могут быть потрачены деньги. Так, например, их можно направлять только на очистные сооружения и канализацию, софинансирование 30–70%, нельзя направлять на недостроенные объекты.
«В этом году в областном бюджете было предусмотрено 200 миллионов на реализацию программы, – уточнил Виктор Тупикин. – Определено шесть объектов. В частности, финансирование направлено на очистные сооружения в Верхнем Уфалее, Карабаше, Чебаркуле, Еткуле. На особом контроле ситуация в Каслях и копейском поселке Калачево. На них мы 31 октября получили 346 миллионов рублей из федерального бюджета».
В 2013 году на реализацию программы «Чистая вода» выделено в общей сложности 567 млн руб., 200 млн – из областного бюджета.
Виктор Тупикин отметил, что частные инвесторы не идут в сферу водоснабжения и водоотведения из-за долгосрочной окупаемости, которая превышает 15–20 лет. В этом году было посчитано, во сколько обойдется проект водообеспечения Сатки, Златоуста и Миасса. На время окупаемости рост платежей для населения составит 20%, что расходится с государственной политикой сдерживания роста тарифов.
Тем временем потери при водоснабжении в Челябинской области в среднем составляют 22%, по нормативам этот показатель не должен превышать 8–11%.
На Южном Урале 803 системы централизованного хозяйственного водоснабжения, в том числе с поверхностных водоисточников, 38 водопроводов, подземных источников – 765. Утвержденные проекты зон санитарной охраны имеют только 114 подземных и 25 поверхностных источников.
«Очень высок уровень потерь в отдельных муниципальных образованиях, – констатировал Виктор Тупикин. – Например, в Каслях потери воды при раздаче составляют 50%».
В ответ на это заявление председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков поручил рассмотреть пути решения проблемы привлечения частных инвесторов и сокращения потерь воды до нормативов.
«Сети водоснабжения и водоотведения не могут получать софинансирование из федерального бюджета, – сказал Сергей Комяков. – Будем формировать новые схемы привлечения частных инвестиций в эту сферу, так как проекты носят социальный характер. Сложность заключается, во-первых, в больших затратах и, во-вторых, в длительной окупаемости с учетом ограничения роста тарифов».
Сергей Комяков уверен, что нужны неординарные пути решения проблемы. «Российская экономика вошла в период длительной рецессии, поэтому рассчитывать на большую помощь из федеральной казны не приходится», – добавил премьер.
Тревожные пробы
Пока власти Челябинской области вкладывают средства в очистные сооружения, качество питьевой воды ухудшается. По словам Анатолия Семенова, проводимые в муниципалитетах мероприятия по результатам лабораторного контроля недостаточно эффективны.
«В последние несколько лет качество воды поверхностных источников ухудшается по микробиологическим показателям, – сказал Анатолий Семенов. – Доля проб, не отвечающих химическим нормативам, в 2012 году составила 9,2%, в 2011-м – 7,7%. По химическому составу не соответствовало нормам 25% отобранных проб. В целях предотвращения снижения качества воды в поверхностных источниках, а также снижения нагрузки на водоемы необходима срочная разработка проектов санитарных зон».
Однако на Южном Урале из 25 поверхностных водоисточников только три имеют водоохранные зоны – озеро Чебаркуль, Большое саткинское водохранилище и река Увелька.
В 2012 г. доля проб питьевой воды из водопроводов, не отвечающей санитарно-биологическим показателям, составила 18%, в 2011-м – 15%. По микробиологическим показателям в 2011-м было 5% нестандартных проб, в 2012 году – 5,6%. Худшие химические показатели – в пробах воды из разводящих сетей Еткультского, Красноармейского, Кизильского районов, а также в Златоусте и Пласте. В 2012 г. по худшим микробиологическим показателям выделялись Чебаркульский район, Еткульский, Каслинский и Саткинский районы, а также Карабаш.
«Принято решение в рамках программы «Читая вода» первоочередное финансирование направлять на очистные сооружения, – отметил Анатолий Семенов. – В принципе это верно – подчищать стоки, а потом браться за питьевую воду. Но за годы работы программы качество питьевой воды ухудшилось».
Власти Челябинской области запланировали в бюджете 2014 г. на реализацию программы «Чистая вода» только 40 млн руб.
По мнению главы регионального управления Роспотребнадзора, сложившаяся ситуация диктует необходимость безотлагательного решения некоторых вопросов. В частности, требуется активизация выполнения комплекса мероприятий в рамках программы по строительству, реконструкции объектов водоснабжения и водоснабжения в Челябинске, Златоусте, Карабаше, Каслях, Еткульском, Красноармейском, Чебаркульском и Нязепетровском районах. Глава ведомства добавил, что проблема качества питьевых источников также связана с необходимостью установления санитарных зон и нестабильным пополнением и обновлением водоемов свежей водой.
«Особую тревогу вызывают Касли, – признался Анатолий Семенов. – По нашим данным, там нет управляющей организации по подготовке воды. Глава руководит этим процессом лично. Жалоб от населения нет, и мы не можем проверить. Насколько нам известно, обеззараживание воды не проводится. Вторая болевая точка – Калачево, где по поручению президента РФ что-то начали делать, но пока население живет на привозной воде».
Челябинск вошел в список проблемных городов из-за превышения хлорорганики. «Мы ждем, когда МУП ПОВВ начнет решать эту проблему», – резюмировал Анатолий Семенов.
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru