Не так давно закончилась череда новогодних праздников, с отставанием на девять дней от календарного наступил новый рабочий и, конечно, налоговый год. Изменчивость российского налогового законодательства уже общеизвестна, но последний год – период очередного этапа активной налоговой реформы – стал особенно «урожайным» на изменения правил в налоговой сфере. Уже с лета 2013 года стали известны новые «правила игры», кардинально меняющие взаимоотношения налогоплательщиков с государством. Масштаб их и объем достаточно существенный, они требуют, конечно, детального анализа и пояснений, но для начала постараемся посмотреть, в чем их суть.
Все изменения можно условно разделить на две группы: те, что касаются контроля за налогоплательщиками и привлечения их к ответственности, и те, что связаны с исчислением и уплатой некоторых налогов.
Для начала посмотрим общие правила.
В сфере налогового контроля (то есть, по сути, – налоговых проверок бизнеса, да простят мне коллеги не совсем юридически корректную формулировку) государство продолжает держать курс на ужесточение правил, усиление контроля и расширение его области. Налогоплательщики с 2014 года фактически лишились права выбирать способ защиты от действий налоговиков. Законодатель обязал их использовать изначально так называемый досудебный порядок обжалования, обращаться за разрешением спора в вышестоящий орган, и только в случае отказа последнего – в суд. Не так давно мы были сами вправе выбирать, куда пойти с жалобой – сразу в суд или пытаться призвать к разуму начальство проверяющих. Несколько лет назад – с 2009 года – ввели обязательную процедуру досудебного обжалования только части решений (тех, которые носят «обвинительный характер» по результатам налоговой проверки – решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). С Нового года мы будем обязаны в случае недовольства налоговиками обращаться в вышестоящий орган. Законодатель сделал «благое» дело – продлил сроки на обжалование с 10 дней до одного месяца. Так же симметрично увеличены сроки на вступление решения в силу. Однако то, что в некоторых случаях будет явным благом (увеличится срок на качественную подготовку жалобы в случае большого объема документов, хотя коллеги уже грустно шутят о том, что мало что поменяется – раньше к нам обращались на девятый день, теперь будут приходить на 29-й), может не особо радовать налогоплательщика, заинтересованному в скорейшем, например, возврате налога из бюджета.
Налоговики в рамках своей деятельности с нынешнего года получили новые расширенные полномочия, которых не было в предыдущей редакции кодекса. Касается это непосредственно процедуры проведения налоговых проверок (в частности, камеральных, знакомых особенно тем, кто часто пытается получить возврат налогов, например НДС, из бюджета).
С Нового года ужесточается контроль за финансовыми операциями в банках. Банки уже не вправе открывать расчетные счета «проштрафившимся» налогоплательщикам – если налоговики заблокировали ваш счет в любом банке РФ, ни один другой банк на территории страны не откроет вам новый (напомню, ранее подобное ограничение касалось только открытия счетов в том же банке). Также увеличился список счетов, фактически приравненных к расчетным – в новой редакции закона это любые счета, открытые по договору банковского счета. Соответственно, банки теперь будут обязаны сообщать об открытии любого из них, что повлечет за собой возможность блокировки в случае нарушений.
Налоговые уведомления – вот основная «головная боль» в отношениях с проверяющими. Извечный спор на тему «получал – не получал, знал – не знал» был прекращен несколько лет назад, когда было введено так называемое правило «шестого дня». В законе указали случаи, когда считалось, что все «письма счастья» нами получены по истечении шести дней с момента их отправки в наш адрес. Нынешними новеллами законодатель сделал это правило фактически универсальным, действовать оно будет вне зависимости от того, указано в статье непосредственно о его применении или нет. Ну и фактически «украли» у нас один день, поскольку теперь это правило звучит не «по истечении шести дней» (то есть на седьмой), а «на шестой день после…».
Несмотря на некоторую «неоптимистичность» изменений, нам приходится их применять и учитывать. Напомню, постепенное применение новых правил началось со второй половины 2013 года, и большой массив из них стал применяться после новогодних праздников. В следующем обзоре постараемся уже детально разобраться в некоторых особенностях отдельных налогов.
Также замечу, что все мысли, высказанные в данной статье, являются моим частным мнением, основанным на анализе, толковании законодательства и профессиональной практике, и не претендуют на «истину в последней инстанции».
Ольга ГОЛЬЦЕВА, управляющий партнер, руководитель судебной и налоговой практики юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры»