Закрывать все гипермаркеты и сетевые магазины Южного Урала на выходные дни предложил уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. По его мнению, таким образом можно поддержать малый бизнес и дать возможность владельцам небольших торговых точек увеличить оборот и доходы. Я и мои коллеги проекта «Народный контроль» выступаем категорически против такой инициативы.
Есть несколько веских аргументов. Во-первых, гипермаркеты предлагают товары по более низким ценам, чем мелкие магазины в шаговой доступности. Во-вторых, такого широкого ассортимента, какой есть у ритейлов, магазины у дома предоставить не в состоянии. В-третьих, нарушений в крупных системных магазинах гораздо меньше, чем в магазинах шаговой доступности, где контроль за просроченной продукцией, санитарным состоянием и качеством значительно хуже. Я уверен, челябинцы будут против такой инициативы, поскольку вправе самостоятельно выбирать, где покупать продукты питания.
Полагаю, что для успешного конкурирования с сетями владельцам мелких магазинчиков стоит специализировать свои точки продаж. К примеру, на северо-западе Челябинска есть маленький магазинчик, торгующий только рыбной продукцией. И в него съезжаются покупатели со всех районов города, там все время длинные очереди, а всё потому, что у владельца этого магазина наиболее низкая цена на рыбную продукцию и очень большой ассортимент – более 200 наименований рыбной продукции. Ни один из гипермаркетов Челябинска такого ассортимента не предлагает. Уверен, что если бы была такая специализация, например небольшая кондитерская, хлебопекарня, небольшой молочный магазин, небольшой сырный магазин, то в этом случае малый бизнес смог бы конкурировать с гипермаркетами. Посмотрите на Европу, у них в шаговой доступности – небольшая пекарня, сырный магазин, кондитерская, магазин колбас и круг постоянных покупателей. По тому же пути стоило бы идти и челябинским магазинам, а не стараться запихивать в маленький магазинчик на полку яйца вместе с мясом, пивом, котлетами и чаем.
Таким образом, предложенная инициатива не в интересах потребителей. Она имеет одну цель – помочь малому бизнесу. Но выход из сложившейся ситуации – узкая специализация продуктовой линейки. Только так небольшие магазины у дома смогут найти себе покупателя, а конкурировать сейчас с гипермаркетами ни по цене, ни по чистоте, ни по ассортименту магазины в шаговой доступности не в силах.
Вадим ВОРОБЕЙ, координатор проекта «Народный контроль» в Челябинской области