Сегодня эксплуатация машины обходится дешевле, чем должно быть. Киньте в меня томатку, пока не прочли дальше, а то вдруг мне удастся вас переубедить. Кинули? Ну так я продолжу.
Настороженные 1990-ми годами, мы воспринимаем любое повышение цен как дурной знак и антинародный выпад. А если это цены на бензин, ОСАГО или какой-нибудь транспортный налог, реакция может быть особенно жесткой, потому что автомобилисты – народ активный. Они могут проехаться по городу с флагами и повесить на стекло наклейку. Или устроить флешмоб на заправке. Опасные, в общем, люди.
Поддерживаю ли я подорожание бензина, чтобы нефтяные короли могли нагреть руки? Или я за ОСАГО по 15 тысяч рублей, чтобы страховые занесли свою норму прибыльности в Книгу рекордов Гиннесса? Может быть, речь о лошадином транспортном налоге ради увеличения откатов в дорожном строительстве?
Нет, если переводить вопрос в такую коррупционную плоскость, то я против (как минимум потому, что мне с тех откатов ничего не перепадет). Тут мы с вами, пожалуй, будем по одну сторону баррикад, ведь не перепадает и вам.
Но есть у меня безрадостное подозрение, что сегодня мы, автомобилисты, платим за свою мобильность меньше, чем необходимо. Как я дошел до такого абсурда? Попробую объяснить.
Бензин в России стоит примерно $0,91 за литр (АИ-95). Есть страны, где он заметно дешевле, например Саудовская Аравия ($0,2 литр), Катар ($0,25) или Венесуэла ($0,03). Но есть и масса стран, где топливо в силу разных причин заметно дороже: Индия ($1,21), Бразилия ($1,23), Австралия ($1,33), Япония ($1,44), Таиланд – ($1,59),Германия ($2,12), Норвегия ($2,83).
Взять тот же бензин: любят у нас кивать на арабские страны с их смехотворными расценками на топливо. Мы ведь тоже добываем нефть. Может ли Россия сделать бензин, скажем, по 15 рублей с литра? Легко – убрать из его розничной цены ряд налогов, и пожалуйста. Один только акциз на топливо повышает стоимость литра на 7-8 рублей (в зависимости от марки), а есть еще НДПИ и прочее. Пусть экономисты посчитают, но я думаю, 10-15 рублей – вполне реалистичная стоимость.
А вообще, нужен ли нам дешевый бензин? Ваше мнение?
Ну, конечно, нужен! Ведь тогда поездки будут доступнее, снизится социальное напряжение, а малообеспеченные люди смогут не просто иметь автомобиль, но и интенсивно его эксплуатировать. Мы можем стать, как Арлингтон, где единственным способом перемещения является частный автомобиль (такое ощущение, что мы уже на полпути к этой цели). Наконец, мы сможем покупать большие добротные американские машины, не особенно печалясь насчет расхода топлива в 25 л/100 км. С облегчением вздохнет бизнес и сельское хозяйство.
Да и транспортный налог можно отменить – на кой черт он сдался? Гулять так гулять.
Правда, отмена акцизов и транспортного налога лишит нас региональных дорожных фондов, а попутно почти в два раза сократит федеральный дорожный фонд. Коррупционеры, откатчики и партия любителей ямочного ремонта, конечно, будут в печали, ведь мы ловко прищучим их. Попутно мы прищучим и сам феномен дорожного строительства.
Вы можете сказать, что дорожные фонды – это фейк, коррупционная кормушка. Отчасти да, как и вообще почти любая сфера российской экономики. Но не будем выплескивать с водой ребенка. В прошлые годы в Челябинской области на развитие дорог тратилось около 10 млрд рублей в год, и чего уж душой кривить: инфраструктура поспевала за темпом автомобилизации. В 2005 году дорога из центра на «северок» занимала этак в два раза больше времени, чем сейчас, хотя автомобилизация за это время выросла с 31 млн машин до 47 млн (в общем по России). Всегда хочется большего – и мне тоже – но все-таки это лучше, чем ничего. Ибо при нынешних темпах автомобилизации «ничего» – это дорожный апокалипсис. Мы большая суровая страна и объективно вынуждены тратить на поддержание инфраструктуры гораздо больше, чем маленькие европейские государства или арабские страны.
Но акцизы и разнообразные налоги имеют еще одну функцию, регуляторную. Они сдерживают автомобилизации, прочесывают парк на предмет сильно дорогих, сильно прожорливых, сильно мощных и других асоциальных авто. Они не запрещены, просто если уж тебе приспичило ездить на Chevrolet Suburban V8 – плати. Для рациональных потребностей Suburban не особенно нужен, а если это прихоть, этакий объект подростковых поллюций, то и относитесь к нему соответственно.
Правильные поборы заставляют людей рациональнее относиться к покупке автомобиля, не брать впрок вторую и третью машину в семью. А еще снижают количество необоснованных поездок вроде вояжей в магазин за углом: грел машину пять минут, ехал две, еще пятнадцать искал место для парковки.
Ну хорошо, какие-то налоги необходимы. А разве недостаточно нынешних? Тут уже многое зависит от точки зрения, но у меня есть подозрение, что недостаточно.
Во-первых, сегодняшние поборы мало кого отговаривают от использования автомобиля. Россияне все еще живут по принципу: главное накопить на машину, а уж на эксплуатацию деньги найдутся. При этом многие мегаполисы России уже хлебнули проблем гиперавтомобилизации, и вроде бы пора уже включать плавное торможение, но власти, очевидно, занимают отчасти популистскую позицию и тормозят с решительными мерами (во многом это связано с развитием в стране промышленной сборки и необходимостью стимулировать рынок). Однобокость в этом вопросе может привести к ситуации, когда еще через десять лет уровень автомобилизации крупных городов увеличится этак раза в два, а количество дорог и парковок – нет.
На развитие дорожной инфраструктуры нужны колоссальные деньги. Возврат в 2010 году целевых дорожных фондов существенно увеличил инвестиции в эту область – это хорошо. Но, например, федеральный дорожный фонд состоит из наших взносов менее чем наполовину, остальное – это средства бюджета. Тот в свою очередь почти на 60% состоит из доходов от внешнеэкономической деятельности и налогов на полезные ископаемые. Проще говоря, пока федеральное дорожное строительство финансируется во многом за счет нефтедолларов. Кто-то скажет, что это справедливо, и в очередной раз кивнет на арабские страны. Наверное. С другой стороны, это ставит дорожную отрасль в зависимость от цены на нефть, а связанные с этим риски известны.
Если в длительной перспективе мы хотим стать самодостаточной страной, которая не латает каждую дыру «нефтельярдами» и не влезает в долги будущих поколений, то тащить дорожную отрасль придется на себе. Мы будем вынуждены найти тонкий налоговый баланс, при котором уровень автомобилизации и развитие дорожной сферы живут в полной гармонии. «Росавтодор» пытается привлечь частные инвестиции: наверное, для локальных проектов вроде моста или платной трассы – это выход. Но в основной массе мы должны быть готовы содержать дороги сами. И постепенное увеличение налогов и акцизов, а с ними – и цены на топливо могут быть одним из вариантов решения проблемы.
Тут во весь рост встает вопрос коррупции. Все хорошо осведомлены про откаты, срежиссированные тендеры, ямочные ремонты, дорогой щебень, ворованный песок и прочие способы обналички. Любой из нас с готовностью напомнит об этом в ответ на попытку повысить налоги. Тут я соглашусь: проблема первоочередная, и контроль расходов и качества должен приобрести бескомпромиссный характер.
У меня нет данных, сколько процентов «отмывается» на дорожном строительстве. Сколько мы теряем за счет злого умысла, а сколько – за счет разгильдяйства. Но печальный факт в том, что коррупцию быстро не победить. Это системная проблема, к которой прямо и косвенно причастны тысячи людей, готовых менять тактику и стратегию, когда припечет. Несколько показательных посадок создадут нервную обстановку, но не решат проблему в корне.
Поэтому борьба за эффективность цепочки «налоги/дороги» будет идти рука об руку с постепенным разумным повышением стоимости эксплуатации автомобиля. Постепенно мы придем к тому, что платит тот, кто гадит. Аварийный водитель? Плати. Ездишь на старом рыдване, который удушил всех котов в округе? Плати. Купил избыточный автомобиль, слишком дорогой или слишком мощный? Красава, ты уже знаешь, что делать.
Разумеется, кнут должен висеть рядом с пряником. Если мы затянули гайки, нужно дать альтернативу частному автомобилю – общественный транспорт, велодорожки или что там еще изобретено. Какие-то машины можно освобождать от ряда налогов, чтобы помочь социально необеспеченным слоям населения. Скажем, для обычной семьи без претензий автомобиль класса KIA Picanto с литровым мотором – это гораздо лучше, чем маршрутка. Ну пусть маломощные машины А и В класса пользуются льготами (бензин они сами экономят неплохо). Пусть освободят от налогов дизтопливо, используемое сельскохозяйственной техникой, чтобы не провоцировать резкий рост цен на продукты. Нюансов много, но общая линия такова – автомобилистам придется платить за дороги, парковки, мосты и даже испорченный воздух. Потому что пока мы платим за них невосполнимыми ресурсами.
В нашем сознании еще много советского. Мы еще не совсем отвыкли от почти бесплатной воды и не чахнем над ней, как параноидальные англичане. Мы еще не вполне осознали прелесть энергоэффективных домов. Мы не знаем, что пароварка вместо кастрюли позволяет экономить электричество. Мы все еще живем в глубоком убеждении, что государство должно обеспечить нас тем и сем, а мы ему ничего не должны. Но это дорога с двусторонним движением. И пусть пока в нас много скепсиса, этот факт придется принять.
Кстати, недавнее повышение цен на топливо было прогнозируемо еще в конце прошлого года и отчасти связано с «налоговым маневром». Он в свою очередь понадобился для пополнения бюджета…