В Челябинске стремительно набирает обороты маркетинговая атака на представительниц прекрасного пола со стороны фирм, реализующих израильскую косметику Desheli и MonPlatin. Барышни, попав на бесплатную процедуру по уходу за лицом или волосами в офисы продаж, оборудованные по типу косметологических центров и салонов красоты, выходят оттуда с кредитным договором на 50 тысяч рублей и черным чемоданчиком c десятью баночками кремов внутри. Осознание приходит позже, а вместе с ним тысячи жалоб в соцсетях, заявления о гипнозе и мошенничестве, опасности косметики и прочее-прочее. Сhelyabinsk.ru провел собственное расследование деятельности продавцов «женского счастья».
Израиль для России
Мне 26. И до последнего времени не было никакого дела до молодящейся Елены Прокловой, вещающей с телеэкранов об исключительной пользе французско-израильской косметики Desheli. Об «Академии красоты MonPlatin» и вовсе знала поверхностно из пресс-релизов прокуратуры как об одном из салонов красоты, работающих без лицензии на ведение соответствующей деятельности.
Любопытство взяло верх, когда мне стали настойчиво названивать как раз-таки из «Академии красоты», заявляя, что хорошая подруга, имя которой назвать не смогли, оставила в подарок спа-процедуру по уходу за волосами. Девушка в трубке каждый раз получала отказ, но на следующий день возвращалась вновь. Оказалось, что такие же подарки предлагались сразу нескольким коллегам. Кому-то звонили из Desheli, кому-то из MonPlatin.
Несмотря на то что онлайн-ресурсы у Desheli и MonPlatin фактически идентичные, производители косметики все-таки разные, как и дистрибьюторы. Так, чемоданы Desheli изготавливают по заказу для «Компании Desheli», зарегистрированной в России, на одном из крупных заводов Израиля, клиентами которого являются несколько известных компаний, в том числе маникюрная косметика Salli Hansen. Вторые изготавливают по заказу для ООО «Вита4Лайф» на заводе A. Meshi Cosmetic Industries Ltd, который под маркой MonPlatin поставляет в том числе и недорогую косметику серии DSM, ее можно купить в аптеках и магазинах парфюмерии. Примечательно, что оба завода работают исключительно на внешний рынок. Встретить чемоданчики в Израиле не удастся. По России обе компании открывают свои представительства по типу франчайзинга – в каждом городе свое ООО. Так, в Челябинске Desheli представляет ООО «Ренессанс-бьюти», а вторую косметику – ООО «Академия красоты MonPlatin в Челябинске».
За бесплатным кремом – в мышеловку
Чтобы проверить все заявления сотен жительниц Челябинска, жалующихся на гипноз, оформление кредита за спиной и мошенничество, на очередной звонок из «Академии красоты» отвечаю согласием и записываюсь на бесплатную процедуру по уходу за волосами. На вопрос «А можно ли получить уход за лицом?» ответили отказом, потому как их косметика – возрастная, и пользоваться ею можно с 30 лет.
«Академия красоты» в Челябинске для потенциальных клиентов работает сразу как салон красоты и косметологический центр. Расположена на 18-м этаже бизнес-центра «Челябинск-СИТИ». Захожу, первым делом в глаза бросается убранство, которое будто выставляют напоказ. Просторный холл с диванчиками и цветами, правда, искусственными, большой парикмахерский зал с оборудованными парикмахерскими местами. Девушки на ресепшене все напомаженные и на 12-сантиметровых шпильках. Тут и там снуют дамы в белых халатах. Однако чем дальше в лес, тем отчетливее понимаю, что весь шик-блеск здесь лишь поверхностный. В очереди, восхищаясь увиденным, сидели самые обычные, ничем не выделяющиеся из толпы женщины, ожидающие своего бесплатного «сыра».
Дьявол кроется в деталях. Прохожу на ресепшен, списывают с паспорта имя и фамилию, документ сразу же возвращают (в отдельных пабликах написано, что его забирают до окончания процедуры). В холле нет места, чтобы раздеться, никто не предлагает переобуться в тапочки или хотя бы надеть бахилы. Так и прохожу в парикмахерский зал в куртке и грязных сапогах вслед за Натальей, моим «специалистом по уходу за волосами». Там предлагают повесить верхнюю одежду в шкаф. Усаживаюсь на предложенное место перед зеркалом с расставленными на нем бутыльками. Наталья с ходу начинает интересоваться, почему у меня короткие волосы, и утверждает, что, наверное, я не могу их отрастить, потому что они ломаются и секутся. Тут же рассказывает о расчудесной косметике, предлагая сразу записаться и на процедуру по уходу за лицом (про возраст уже ни слова). Расписывает стоимость чемодана, 49 900 рублей – что набор по уходу за волосами, что набор для лица. Набора должно, по мнению специалиста, хватить на два года. И только сегодня для меня действует уникальное предложение по рассрочке без переплаты, а подарком идет годовой набор «салонных процедур» с наблюдением у врача-косметолога либо трихолога.
Идем к трихологу. В маленьком кабинете доктор (бахилы мне все так же надеть не предложили, а руки врач, перед тем как копаться в моей голове, не помыл) специальным прибором проверяет мои волосы и, указывая на неясную картинку на мониторе, утверждает, какие они у меня поврежденные, как скоро я останусь с лысиной на макушке.
Однако есть чудесное спасение – комплекс домашнего ухода и бонусом процедуры у них в салоне. Врач заявляет, что волосы мне в их салоне начнут лечить специальными пиллингами, а затем мезотерапией – какими-то ампулами с лекарством.
Киваю, но тут же думаю: ведь у вас нет лицензии на ведение медицинской деятельности, о какой мезотерапии может идти речь? И. о. прокурора Центрального района Челябинска Алексей Потапченко полностью подтвердил подозрения: лицензии нет, за что «Академию красоты» оштрафовали и вынесли ей же прокурорское предостережение.
Далее идем мазать голову: помыли шампунем, бальзамом, потом набрызгали сразу тремя или четырьмя несмываемыми спреями. Расческой, из которой очень неприятно торчали чужие волосы, при помощи фена вытянули мои косы. Да, они стали гладкие, но при этом слишком тяжелыми. Салонной укладки, после которой всегда так не хочется мыть голову, у девочки Натальи создать не получилось.
Начинаем играть в косметологический центр. Все с тем же парикмахером Натальей идем к дерматологу. Доктор глядит на мое лицо с нескрываемой неприязнью. «Вы хоть раз были у косметолога? – спрашивает дама в белом халатике, накинутом поверх обычной одежды. – И что, он вам не говорил, что вам нужен комплексный уход?»
Демонстрация процедуры домашнего ухода – отдельная песня. Парикмахер Наталья заявляет, что проведет мне ее сама, так как свободного косметолога нет. А она раньше вроде как работала в косметологии, да и сама пользуется. Заходим в процедурный кабинет: зеркало, кушетка, стойка с косметикой и стул для косметолога. Раковины не имеется, поэтому Наталья бегает туда-сюда-обратно, чтобы набрать воды для смывания косметики. Девушка не стала утруждать себя, чтобы переодеться в медформу. Зато мне наконец предложили бахилы – я уже лежала на кушетке прямо в сапогах. И даже шапочку для волос.
Намазали, смыли, поводили чудо-прибором ультразвуковой фотонной терапии «Фотоник», снова намазали. Все это на одной половине лица. Минут через 15 все закончилось. Чудесного эффекта не заметила. «Конечно, это ведь первый раз». Верю-верю: когда выхожу от настоящего косметолога после неигрушечных процедур – этот самый эффект виден невооруженным глазом.
Далее самое интересное: жду хитрых уловок и методов НЛП, о которых столько говорят в соцсетях. Ничего этого нет. Продажники, а основная задача таких девушек, как Наталья, именно в том, чтобы продать чемодан, работают не ахти. Говорю как жена менеджера по продажам.
Наталья просто просит меня назвать 23 контактных номера женщин. Называю 10 неправильных и говорю, что больше ни одной знакомой дамы не имею.
Прошу ознакомиться с договором рассрочки. Идем к кредитному специалисту. Договор она мне показать отказывается, уверяя, что никаких процентов нет – их банку компенсирует компания-производитель.
Как только заявляю, что в таком случае я отказываюсь от услуг, интерес ко мне у всех сразу пропадает. Девушки разбегаются. А на предложение отдать распечатки с диагностики от трихолога и дерматолога заявляют, что это все остается у них.
В коридоре прохожу мимо пожилой женщины с очень короткими седыми волосами, которой на соседнем кресле, так же, как и мне, мазали голову. Она говорит с кем-то по телефону: «Сходила на бесплатную процедуру, тут так все хорошо, такие все приятные, так и хочется уход купить, говорят, эффект будет очень хороший...» Окликаю бабушку: «Вы понимаете, что вас дурят?» Отвечает, что да, мол, понимаю, что это в два раза дороже, но я так хочу быть молодой... И уходит на оформление договора рассрочки.
Неофициальные процедуры
Алексей Косенко, врач-дерматокосметолог: «У меня много пациенток, обратившихся после использования косметики данных фирм. У большинства из них диагноз «пероральный (околоротовой) дерматит». В ходе лечения дамам пришлось отказаться от косметики вообще, в том числе от декоративной. Могу совершенно точно сказать, что женщинам разного возраста, с разными типами кожи в таких фирмах продают одинаковую косметику, что крайне неправильно. Да, существует косметика, один крем в которой может стоить и десять тысяч рублей. Но все это средства мировых и общепризнанных брендов. И ни Mon Platin, ни Desheli к таковым не относятся. Если женщина хочет действительно избавиться от каких-то проблем с кожей, сделать ее более молодой, то она должна обращаться не в такие фирмы, а в лицензированные учреждения. От использования данной «израильской» косметики, скорее всего, если не проявится аллергия, не будет ни вреда, ни пользы.
Серьезно упрекнуть продавцов косметики можно лишь в одном: офисы продаж действительно работают как салоны красоты. И простой потребитель, пришедший на бесплатную процедуру, будет уверен именно в этом.
В этих офисах продаж проводятся манипуляции с лицом, телом и волосами человека, хотя на официальные запросы руководство компаний отвечает прямо противоположно. Доказать оказалось очень легко.
Обе компании постоянно размещают на сервисах работы вакансии для косметологов, парикмахеров. Я записалась на собеседование в ООО «Ренессанс бьюти» именно как кандидат на должность помощника косметолога.
На собеседовании в офисе компании, показной роскошью превосходящем «Академию красоты», директор отдела кадров Регина после уточняющих вопросов о моей личности сообщила, что мне предстоит совершать манипуляции по уходу за лицом и телом, не требующие медицинского образования. Обучение пройдет здесь же. На мой вопрос, есть ли у салона красоты, где я буду работать, лицензия, Регина, не смущаясь, ответила: «Конечно, лицензия у нас есть, у вас будет специальная синяя папочка, в которой будут все документы, которые вы сможете показать клиенту по его просьбе». Все, вопросов нет. Говорю, что работа мне не подходит, и ухожу.
Затем, уже представившись журналистом, заглядываю без предварительной договоренности в кабинет учредителя ООО «Ренессанс Бьюти» Константина Суворова.
«У нас не работают врачи-косметологи, мы не являемся косметологическим центром. Мы не проводим никаких косметологических процедур, – заявил Константин Суворов. – Врачи-косметологи у нас работают для более компетентной консультации по выбору косметики».
Пресс-секретарь компании Mon Platin Александр Вебер на официальный запрос от Chelyabinsk.ru «Является ли ООО «Академия красоты» в Челябинске салоном красоты или косметологическим центром?» ответил то же самое, что и представитель Desheli: «Все «Академии красоты» не являются ни салонами красоты, ни косметологическими центрами. «Академия красоты» – это место продаж косметики Mon Platin, оборудованное таким образом, чтобы все желающие могли попробовать косметику до ее приобретения, протестировать, есть ли аллергическая реакция на косметику и принять осознанное решение о покупке косметического набора».
Не исключено, что все предложенные клиентам, в том числе и мне, подарки в виде салонных процедур могут вызвать вопросы у правоохранительных органов. Кроме того, возможно, специалистов может заинтересовать «рассрочка». Так, нам удалось увидеть один из уже заключенных договоров. Согласно мелко написанным условиям кредитования, договор составляется на 40 050 рублей. 9 850 рублей – проценты за пользование.
В заключение отметим, что женщинам, которые готовы впервые пойти на бесплатный спа-уход, лучше до этого выделить на себя немного денег и посетить настоящий салон. Тогда все уловки менеджеров по продажам будут неэффективны.
В момент подготовки материала журналисту Chelyabinsk.ru поступила последняя информация из надзорного ведомства по деятельности ООО «Академия красоты». И. о. прокурора Центрального района Алексей Потапченко сообщил: «В настоящее время оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования не имеется, так как на момент проведения проверки в марте 2014 г. (однако до тех событий, которые описываются в статье. – Прим. автора), проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов минздрава и управления Роспотребнадзора по Челябинской области, установлено, что в помещениях офиса ООО «Академия красоты», которые ранее использовались для работы с клиентами, прием не осуществлялся, сделать вывод о продолжении медицинской деятельности без лицензии не представилось возможным».
О том, как журналист посетил ООО «Академия красоты» и ООО «Ренессанс бьюти» в качестве клиента, кандидата на работу и, собственно, представителя СМИ, – смотрите на телеканале 74.ru.
Фото: Видео Марины МАЛКОВОЙ, монтаж Виталия ПАСТУХОВА