Начавшаяся публикация отчетности банков по МСФО вынуждает снова поднять тему, по которой выступал неоднократно. Как следует из отчетности, Сбербанк в 2013 году получил 28,9 млрд рублей в качестве комиссии, «Хоум Кредит» – 22,2 млрд рублей. Помимо этих банков есть и другие лидеры по выдаче потребительских кредитов – например, «Ренессанс Кредит» и «Кредит Европа Банк», отчетность которых за 2013 год пока не опубликована.
Уверен, что в целом по итогам 2013 года мы насчитаем примерно 70-75 млрд рублей комиссии, полученной банками, в основном при страховании заемщиков от так называемого несчастного случая. Из публикуемой Центральным банком отчетности страховщиков следует, что выплаты по такому страхованию могут составлять менее 1% от премии у многих страховщиков, а за редким исключением они составляют 2–3% от премии.
Почему-то ОСАГО, где выплаты составляют около 50% от сборов, то есть 50% «изъятых», по мнению разных обществ защиты потребителей и депутатов – защитников населения, «возвращаются» гражданам, привлекает к себе огромное внимание. А 70-75 млрд рублей, которые практичеcки на 90-99% изымаются у населения банками (по договорам страхования с комиссией банка от 50 до 90%), так и остаются незамеченными. Изъятие этих средств у населения происходит по явно завышенному и необоснованному страховому тарифу и абсолютно бесконтрольно.
Вопрос: почему ни г-жу Набиуллину, возглавляющую Центробанк, ни г-на Артемьева, возглавляющего ФАС, ни даже г-на генерального прокурора Чайку эти изъятые у граждан деньги не интересуют? А вот зато по ОСАГО количество проверок зашкаливает. Ответ прост: страховщики плохие, и на них модно и можно наезжать. А разве можно наехать на Сбербанк – он ведь хороший!
Понимая, что сейчас гораздо большим приоритетом в работе Банка России и ФАС являются инфляция, валютный курс, Крым и отток капитала, хотел бы все-таки снова обратить внимание на обозначенную выше проблему (внимание ФАС, между прочим, я пытаюсь обратить на нее, наверное, уже в сотый раз).
Считаю, что этим ведомствам необходимо принять однозначное системное решение – прежде всего относительно обоснованности страхового тарифа и взимаемой банками агентской комиссии.
Специально назвал этот текст открытым письмом – потому что, может быть, хотя бы так на эту тему обратит, наконец, внимание какое-нибудь общество по защите прав потребителей. А то складывается впечатление, что их интересует исключительно ОСАГО.
Александр ГРИГОРЬЕВ, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»