Не хочу говорить о том, что Челябинск остался единственным в России миллионником, не имеющим специализированной выставочной площадки. Все и так знают, с этим нужно и должно разобраться без промедления.
Наша область богата выставочными традициями: в Троицке в XIX веке располагалась крупнейшая в мире мясная ярмарка с оборотом несколько миллионов голов и снабжавшая Европу энергоресурсами – топленым бараньим жиром, а Челябинск своим развитием обязан дальновидности уральского губернатора – князя А. А. Путятина, издавшего указ о переводе с помощью армии Николаевской ярмарки из-под Шадринска в Челябинскую крепость. При такой богатой истории очень странно, что Челябинск до сих пор не имеет необходимой выставочной инфраструктуры.
Для посвящённых в состояние дел со строительством выставочного комплекса абсолютно очевидно, что единственная загвоздка – вовсе не в инвесторе, а в выделении подходящего земельного участка. Также понятно, что при желании решить проблему можно за несколько недель. Надеюсь, так и будет, поскольку к решению этого вопроса подключились губернатор, правительство, Общероссийский народный фронт, общественные организации предпринимателей и даже областной Общественный совет. В то же время ссылки на отсутствие инвестора звучат неубедительно, так как все помнят, что случилось с частным выставочным центром на ул. Артиллерийской. Он закрылся, пал жертвой желаний инвестора повысить доходность от аренды торговых площадей. Очередной торговый центр и подобный инвестор городу не нужны. В бизнесе давно и успешно научились искать средства на новые проекты с помощью краудфандинга – народного финансирования.
Почему я так уверенно об этом говорю? Потому что у нас в области существует сильный внутренний инвестор – это масса заинтересованных предприятий, готовых участвовать в долевом строительстве. Я лично получал заверения от генералитета крупнейших производителей строительных материалов и застройщиков о готовности инвестировать в строительство такого масштабного проекта. В прошлом году в Челябинске было сдано 1,25 миллиона квадратных метров жилья, построенного в основном с помощью долевого участия. Думаю, что построить по тому же принципу региональный выставочный комплекс площадью 15 тысяч квадратных метров совсем не трудно. Боюсь, что нас ждет другая проблема – выставочных площадей на всех желающих не хватит.
Не нужно забывать и про возможности частно-государственного партнерства, при котором соинвестором строительства выступает государство. Кроме того, даже иностранные партнеры отмечают, что ставка, сделанная на местные предприятия, не только патриотична, но и экономически обоснованна, так как подстегнет собственников площадей к повышению уровня собственных экспозиций и регулярному участию в выставках.
Важность выставочного комплекса для Южного Урала заключается еще и в том, что наша область богата производствами и технологиями, представленными предприятиями из закрытых городов (ЗАТО). Но без плацдарма в Челябинске высокие технологии гражданского назначения рискуют остаться невостребованными, а диверсификация экономики моногородов сойдет на нет.
Пару лет назад мне довелось побывать на интересной выставке в Москве. Она проводилась для региональных компаний под патронажем правительства, параллельно проходил крупный предпринимательский форум, где было заявлено участие президента РФ. По замыслу организаторов глава государства должен был ознакомиться с достижениями предприятий из всех уголков нашей страны. Челябинскую область представляла небольшая станкостроительная компания, предлагающая станки, использующие уникальные технологии обработки высокопрочных металлов, а также материалов, не поддающихся обычной механической обработке. К сожалению, отсутствие опыта участия в подобных мероприятиях аукнулось для компании разочарованием, а огромные деньги оказались выброшены на ветер. Заготовленные образцы деталей, разложенные на пластиковом столе, выглядели крайне непрезентабельно, графитовые заготовки сломались, а рекламные постеры не давали посетителям представления о передовых технологиях. К счастью, опозориться перед президентом не получилось – он не приехал…
Очевидно, что культура выставочной деятельности, промышленный дизайн и упаковка – все еще слабое звено наших компаний. Многим предстоит еще постигать азы завоевания рынков, и начинать они должны дома, а доступность участия в выставочной деятельности должна положительно сказаться на общей конкурентоспособности продукции региональных предприятий. Ведь выставочная площадка оказывает неоценимое развивающее воздействие на массовую передачу актуальных неявных знаний. В современном бизнесе как в спорте: ни одна инструкция не сможет научить нас кататься на сноуборде, а хороший инструктор способен передать и отработать навыки за несколько часов. Конечно, участие в выставочных мастер-классах и семинарах – не замена фундаментальному обучению, а только его актуализация и совершенствование.
А теперь самое главное: для успеха выставочного процесса недостаточно построить здание, важно попасть в графики федеральных и международных конгрессно-выставочных мероприятий. Тогда на нашей площадке будут проходить специализированные мероприятия высокого уровня, наладится международный и межрегиональный обмены торговыми миссиями и выставочными трафиками.
Ни одной челябинской организации, занимающейся выставочной деятельностью, сегодня такая задача не под силу – для этого нужен профессиональный игрок федерального уровня, владеющий соответствующими знаниями, связями и опытом. Например, в Москве учредителем самого известного в России Экспоцентра на Красной Пресне и международного торгового центра «Хаммерцентр» является Торгово-промышленная палата, она же ежегодно проводит всероссийскую конференцию «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации российской экономики», международный форум выставочной индустрии EXPO.
Поэтому для меня вопрос, кто должен возглавить строительство выставочного комплекса и выступить в качестве его оператора, не стоит – только ТПП. Они сделали там, сделают и здесь, а репутационные риски не позволят палате работать плохо. Именно от этого этапа – раскрутки комплекса – зависит успех и рентабельность. Именно на этом этапе требуется наиболее активная поддержка со стороны региональной власти, ведь полноценно функционирующий выставочный комплекс – это лучшая реклама региона, сконцентрированный его экономический и политический капитал.
Так или иначе региональный выставочный центр может быть запущен с участием частного капитала и масштабной административной поддержкой. Строить только на государственные деньги долго, дорого и неэффективно, поскольку участие в процедурах, предусматривающих госзакупки работ и услуг, в силу остающейся монополизации рынка в разы дороже. В последнее время мне довелось заниматься двумя проектами: модернизацией высокой стороны трансформаторной подстанции и строительством участка водовода. Обращения к поставщикам услуг, оборудования и работ для региональных электросетей и к частным независимым предприятиям показало трех-четырехкратную разницу в ценах. Вместо предложенных компаниями, близкими к монополистам, смет на выполнение ремонтных работ от двух до трех миллионов рублей челябинский завод изготовил все оборудование за 647 тысяч рублей, выполнив в качестве подарка проектную документацию, за которую другие просили еще несколько сотен тысяч.
Та же ситуация и с дорогами, водопроводом, ливневками и так далее. Например, прокол 100 метров водопровода 50-го диаметра монополистом был оценен более чем в три миллиона рублей, тогда как заказ на выполнение двух 70-метровых проколов методом направленного бурения, размещенный в частной компании, обошелся предприятию всего в 110 тысяч рублей. Экономия более чем существенная, как и сокращение сроков работ. Очевидно, по этой причине метро в Челябинске не построили до сих пор... Почему я рассказываю про это сейчас? Да потому что тысячам конкурентоспособных предприятий выставочный комплекс позволит найти партнеров и заказчиков, без титанических усилий развить бизнес и захватить искусственно монополизированные рынки, повысит региональную конкуренцию, а стало быть, сделает нашу жизнь лучше и комфортнее.
Денис Константинов, челябинский предприниматель, генеральный директор фабрики «Мебельбыт», вице-председатель совета и руководитель комитета по промышленной политике регионального отделения «Опоры России». Юрист, является экспертом по ряду вопросов в сферах антимонопольного регулирования, тарифообразования, кадастровой оценки и недропользования и так далее. Активно борется за права малого и среднего предпринимательства, создавая судебные прецеденты.
Денис КОНСТАНТИНОВ