Лично я больше люблю маленькие специализированные магазинчики. Вернее, любила, пока не встала между нами одна трудно решаемая проблема. Вы видели у таких магазинов хоть какие-то парковки?!
Я – нет. Но сначала о предпочтениях. Сегодня большая часть населения крупных городов отдает предпочтение супермаркетам или торгово-развлекательным комплексам. По крайней мере такие цифры приводят специалисты, задача которых – все посчитать.
Однако не для всех походы за покупками – тема развлечения в выходные дни. У меня другие представления об отдыхе. В промтоварные магазины я отправляюсь, когда, простите, туфли изношены, а одежда вышла из моды. Огромные супермаркеты, признаюсь, очень быстро меня утомляют большим количеством народа, порой чувствуешь себя, как на вокзале в пик отпусков. Не говорю уже об очередях в примерочные. Да и обилие товара (очень разного качества!) порой отнимает слишком много времени, всегда трудно найти иголку в стоге сена.
Совсем другое дело – небольшой магазин одежды или обуви, который соответствует твоему вкусу и представлению о качестве. Маленькая площадь и грамотно составленный ассортимент, небольшое количество персонала и небольшой поток посетителей, на мой взгляд, дают возможность такому магазину сделать обслуживание индивидуальным, оперативно реагируя на наши запросы и предпочтения. Согласна, таких магазинов немного, но они есть. В них можно быстренько заехать после работы и...
Вот тут начинаются проблемы. На штрафной стоянке я уже побывала. Спасибо. Больше не хочу тратить время и деньги. И, заметьте, бравых парней на эвакуаторах становится все больше, а количество «правильных» парковочных мест в центре города неизменно! К тому же магазины, о которых я говорю, располагаются, как правило, на первых этажах жилых домов в центре города, где в советские времена парковки были не нужны почти никому. Да и хозяева вновь образовавшихся магазинов в свое время об этом не позаботились, ведь еще лет пять назад это никого не волновало – припарковался к бортику тротуара и забежал в магазин минут на 15. Но сегодня-то это путь на штрафстоянку, притом что все близлежащие дворы и парковочные «карманы» забиты автомобилями служащих местных офисов либо жильцов верхних этажей.
Нет, я не из ленивых, могу встать на парковку и в десяти минутах ходьбы до нужного мне объекта, но таких автостоянок в центре города – пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать.
Что касается покупки продуктов, тут я давно сдалась. Победило законное парковочное место возле супермаркета и желание сохранить собственные нервные клетки. Соглашусь также, что при огромном товарообороте и таком же потоке покупателей в больших магазинах меньше шансов купить, поленившись нацепить на нос очки, просроченные продукты. И все-таки я с ностальгией вспоминаю старые булочные и магазины с надписью «Молоко».
Да и сегодня многие покупатели готовы отдать предпочтение многочисленным фирменным магазинам от заводов-производителей, которые предлагают полный ассортимент свежих продуктов хорошего качества. А еще есть цветочные ларьки, кондитерские, магазинчики чая и кофе... Они-то есть, а стоянок возле них нет!
Разумеется, все, кто живут в спальных районах города, привыкли покупать самые необходимые продукты в маленьких «домашних» магазинах, если товар там свежий, а хозяин радушный и поворотливый. Но я живу за городом, и эти магазинчики не для меня.
Думаю, страдают от такого расклада не только покупатели на колесах, как я, но и магазины, выходящие за рамки крупного ритейла, тоже. Как ни крути, побеждают монополии – супермаркеты и ТРК с большими стоянками. Выигрывают те, кто всерьез заботится о комфорте покупателей.
А под занавес все из той же статистики: на малых предприятиях сферы торговли работает около трети всего персонала, занятого в малом бизнесе! Если ничего не изменится, эти люди просто потеряют работу. Сочувствую.
Светлана Симакова, обозреватель сайта 74.ru. Большую часть творческой жизни пишет о проблемах культуры и искусства, но все остальные процессы тоже замечает, поскольку не просто любознательна, но любопытна.