Озерский суд отказал в удовлетворении иска семьи из деревни Татарская Караболка Кунашакского района, требовавшей от ПО «Маяк» выплатить им компенсацию морального вреда в пять миллионов рублей за смерть шестилетней дочери от рака. Посмертное экспертное заключение установило, что болезнь развилась от воздействия радиации еще на бабушку ребенка вследствие аварии на химкомбинате в 1957 году, рассказала представитель истцов, советник уполномоченного по правам человека в регионе Надежда Кутепова.
Хасановы – коренные жители Татарской Караболки. Селяне этой деревни много лет добиваются статуса малолетних ликвидаторов последствий аварии на химкомбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года и признания населенного пункта радиационно зараженной территорией. Регина Хасанова умерла летом 2011 года от рака печени в возрасте шести лет. Дедушка девочки тоже скончался от онкологического заболевания. Бабушка, к слову имеющая удостоверение ликвидатора за участие в устранении последствий ЧС в 1958 году, еще жива.
В январе этого года межведомственный экспертный совет при Уральском научно-практическом центре радиационной медицины заключил, что болезнь, инвалидность, а затем смерть ребенка, являющегося потомком ликвидатора аварии, развилась из-за воздействия сильного радиационного излучения на бабушку Регины и передалась ей через поколение, а также стала следствием проживания в зоне восточно-уральского радиационного следа (ВУРС).
«Этот трагичный случай – первый и пока единственный доказанный в России, когда заболевание, возникшее от воздействия радиации, передалось через поколение, – рассказала Надежда Кутепова. – Проблема еще в том, что в законе 1998 года «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», нет такой категории граждан, к которой можно было бы отнести девочку. Чтобы появилась категория, нужна хотя бы сотня таких пострадавших. Но родители больных детей, как правило, в первую очередь стараются облегчить их состояние, а не думают, о том почему возникла болезнь. Так было и с Хасановыми, о смерти их дочери от рака мы узнали случайно».
Полное решение озерского суда пока не готово. Представитель ответчика просил признать «Маяк» ненадлежащим ответчиком, поскольку бремя ответственности за действия государственного предприятия должна нести Российская Федерация, правда в чьем лице – ответчик пояснить не смог.
Решение будет обжаловано в областной суд. Подробности – в ближайшее время на сайте Chelyabinsk.ru.
Жители Татарской Караболки добиваются признания их участниками ликвидации аварии на «Маяке» в 1957 г. и права (как проживающих на загрязненной территории от этой аварии и пострадавших от радиации) на соответствующие компенсации за причинение вреда здоровью. Многие их карабольцев в сентябре и октябре 1957 г. были, будучи школьниками, отправлены на уничтожение зараженного урожая. Дети закапывали радиоактивный картофель и морковь в специально вырытые траншеи, при этом о мерах безопасности и аварии оповещены не были. Затем эти же дети участвовали в посадках деревьев на зараженной территории. Среди таких школьников была бабушка умершей девочки. Многие из селян узнали об аварии лишь спустя 40 лет.