11 августа Калининский райсуд начал рассмотрение уголовного дела в отношении профессора кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ Марины Загидуллиной, которая обвиняется в мошенничестве с зарплатными табелями на 83,5 тысячи рублей. В ходе заседания адвокат подсудимой заявил ходатайство о возвращении дела прокурору. Репортаж из зала суда – в материале Chelyabinsk.ru.
Уголовное преследование Марины Загидуллиной вызвало немало кривотолков. Отчасти дело в личном обаянии и медийности профессора, отчасти в том, что она была преподавателем у многих журналистов, работающих сегодня в южноуральских СМИ. Логичным следствием «общественного контроля» стало создание инициативной группы в поддержку опального преподавателя с созданием петиции о прекращении уголовного дела, страницы в соцсети, а также приглашения прийти всех страждущих на первое судебное заседание.
В результате утром в понедельник у здания Калининского райсуда собрались не только участники заседания, в том числе десяток вызванных свидетелей и журналисты, но и небольшая группа поддержки. Правда, если сравнивать этот процесс с делом директора лицея №31 Александра Попова, то здесь все оказалось в разы спокойнее. Сама Марина Загидуллина пришла заранее и охотно общалась с прессой.
«Правду говорить всегда приятно, потому по поводу самого заседания я не волнуюсь, другое дело, что все равно это большое публичное мероприятие, – сказала профессор. – Интересно посмотреть, как прокурор будет обвинение зачитывать».
На заседание в качестве слушателя пришел уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. По мнению омбудсмена, по данному делу в ходе судебного разбирательства должно быть сделано экспертное заключение о том, насколько полезны для самого вуза были поездки Марины Загидуллиной, и решение о ее виновности выносить в том числе на основании этого. «А вообще если в ее действиях и было нарушение, то никак не уголовно наказуемое, уж точно не мошенничество», – заявил Алексей Севастьянов.
Судебное следствие началось с оглашения прокурором обвинительного заключения. В уголовном деле речь идет о трех поездках Марины Загидуллиной – в Германию осенью 2011 года, Францию летом 2012 года и Чехию в сентябре-октябре 2012 года. Эти визиты не являлись командировками и оплачивались принимающей стороной – европейскими образовательными организациями. Однако после поездок Загидуллина, согласно обвинительному заключению, проставляла в табелях рабочего времени за периоды своего отсутствия так называемые «восьмерки», означающие, что она работала полный день. Соответственно, за это время ей начисляли зарплату. Согласно материалам дела за три поездки профессор получила 83,5 тысячи рублей. Таким образом, Марине Загидуллиной предъявлено обвинение по трем эпизодам по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Хищение по первому составило около 15,5 тысячи рублей, по второму – около 12 тысяч и по третьему – около 56 тысяч рублей.
В случае если Марина Загидуллина будет признана виновной в инкриминируемом ей деянии, она лишится права работать в сфере образования, разъяснили Chelyabinsk.ru в прокуратуре Челябинской области.
Преподаватель вину в инкриминируемом деянии не признала в полном объеме. В частности, ранее Марина Загидуллина поясняла Chelyabinsk.ru, что действительно ездила за границу. Оттуда, по ее словам, она проводила занятия со студентами в режиме онлайн, чему есть свидетели.
«Ездила на конгресс в Германию. А суточные при служебной поездке за границу составляют 65 долларов. Я тогда посчитала, что получается кругленькая сумма, и решила не оформлять командировку, так сказать, сэкономила деньги родного вуза, – рассказывала Загидуллина. – Занятия не отменяла, а вела их дистанционно по Интернету в режиме онлайн. Этому есть масса свидетелей – все студенты. Честно говоря, мне это далось нелегко, поскольку когда в Челябинске в 8 утра начинаются пары, в Германии три часа ночи. И, проведя занятия по Интернету, я вставала по немецкому времени и участвовала в конгрессе. Кстати, тогда мои мультимедийные онлайн-занятия из Германии произвели большое впечатление, это же необычно для нас – лекции прямо из-за границы».
Защитник преподавателя заявил ходатайство о возвращении дела прокурору. Он усмотрел в обвинительном заключении нарушения Уголовно-процессуального кодекса. В частности, по мнению адвоката, его подзащитной вменяется два самостоятельных квалифицирующих признака статьи 159 – обман и злоупотребление доверием. При этом обман, считает защитник, мотивирован, а вот второй признак – нет.
Уголовное дело в отношении Марины Загидуллиной было возбуждено по заявлению тогда действующего ректора Андрея Шатина. В полицию он обратился в разгар предвыборной гонки за кресло главы вуза, на которое претендовала и сама профессор.
«Из обвинительного заключения непонятно, доверительными отношениями с кем злоупотребила моя подзащитная», – объяснил адвокат.
Представитель потерпевшей стороны, которой в данном случае является вуз, поддержал ходатайство, считая доводы адвоката весомыми.
Прокурор возражал против удовлетворения ходатайства, заявив, что в обвинительном заключении не имеется нарушений каких-либо норм Уголовно-процессуального кодекса. «Марине Загидуллиной вменяется мошенничество как путем обмана, так и путем злоупотребления доверием, – сказал государственный обвинитель. – Если суд посчитает какой-либо из этих двух признаков недоказанным, он может исключить его из квалификации преступления».
Дослушав прокурора, суд взял перерыв на сутки и удалился в совещательную комнату. Ходатайство будет разрешено во вторник, 12 августа.
Chelyabinsk.ru cледит за развитием событий.
Мнения сторон судебного разбирательства смотрите на телеканале 74.ru.
Фото: Видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА и Анны КАЗАНЦЕВОЙ, монтаж Аликбека ЮСУПОВА