У слова «блат» в российском общественном мнении всегда ярко выражен негативный оттенок, особенно если слово звучит в отношении работы. Предполагается, что чаще всего это нечто несправедливое, ущемляющее интересы других людей.
Конечно, если среди рабочего окружения появляется непрофессионал, при этом исправно получающий чаще всего вполне достойное вознаграждение, у остальных сотрудников резонно возникает вопрос: «А почему так?». Очевидно, что в таких ситуациях происходит снижение конструктивного взаимодействия – работать за себя и «того парня» желающих мало.
Другое дело – появление в организации сотрудника «по рекомендации». Особенно, если рекомендуемый работник прошел все процедуры отбора на вакансии, как и все остальные претенденты. Такой поход с удовольствием используют как небольшие компании, так и службы по управлению персоналом крупных организаций – прогнозы поведения нового сотрудника в этом случае строить несколько проще.
Наша компания занимается поиском персонала более 16 лет. И чаще всего нам приходится слышать о блате со стороны соискателей, предполагающих, что решение вопросов трудоустройства на привлекательные вакансии возможно исключительно при наличии протекций. Да, есть компании, в которые попасть «с улицы», особенно на управленческие должности, довольно проблематично. Это могут быть как государственные, так и частные компании, где принцип формирования кадровой политики предполагает наличие фактора «знакомства». У частных компаний такой подход часто обусловлен позицией владельцев, которые используют комфортный и знакомый инструмент привлечения персонала. Оценить результаты такого мировоззрения могут они сами и их сотрудники – если компания эффективна в реализации собственных целей, такой подход может себя оправдывать. Устроиться в подобное место – все равно что «попасть в семью»: здесь превалируют личные взаимоотношения и можно легко не вписаться в среду, даже будучи серьезным профессионалом.
При этом другая часть бизнеса придерживается иных подходов: привлекая сторонних профессионалов, она стремится усилить свои рыночные позиции – внимание и энергия сконцентрированы в большей степени на деле, а не на личных взаимоотношениях. Если в такую компанию придет сотрудник по блату – ему точно придется доказывать свою профессиональную компетентность – и факт знакомства может только облегчить процедуру адаптации. Изображать видимость работы здесь не получится, некомпетентность сложно скрывать долго, а профессиональная репутация имеет значение – смена приоритетов деятельности и владельцев бывают в любом бизнесе.
Если говорить о рисках, то, безусловно, любые протеже рискуют помимо потери рабочего места уже сложившимися отношениями. Поскольку грань между трудовыми и личными отношениями стерта – довольно сложно сказать одному члену семьи «меня не устраивают результаты твоей деятельности» другому или другу/подруге. Риски для бизнеса тоже есть: разрушение личных взаимоотношений, потеря эффективности. Шанс получения окружения, недостаточно мотивированного на достижение результата, может быть велик. И эти риски максимальны для реального бизнеса, действующего в жестком конкурентном поле.
Единого рецепта для всех, наверное, не существует. Если в основе деятельности как организации, так и отдельной персоналии заложена адекватная система ценностей (этических, нравственных, моральных норм), то могут быть действенны разные способы привлечения персонала. Вопрос в том, каким образом полезные знакомства использует сам сотрудник – исключительно во благо себе или же есть весомый вклад в общую деятельность.
Людмила СОКОЛОВА, директор рекрутингового агентства «Бизнес и Кадры»