Челябинский облсуд 26 августа начал рассмотрение апелляционного представления прокуратуры на разделение чиновниками троих детей-сирот по разным семьям. Согласно решению Курчатовского райсуда десятилетний Вова и шестилетняя Наташа останутся в приемной семье в Копейске, а их полуторагодовалая сестренка Василиса, которую новые родители называют Анечкой, продолжит воспитываться в Сургуте, где находится уже около восьми месяцев. Детали спора, невольными заложниками которого стали дети, – в материале Chelyabinsk.ru.
Chelyabinsk.ru уже рассказывал об истории трех маленьких сирот: Вовы, Наташи и Василисы. До того как попасть в учреждения опеки, они воспитывались в селе в Еткульском районе матерью-алкоголичкой вместе с еще двумя братьями – 18-летним Юрой и 15-летним Колей. В результате, когда женщину лишили родительских прав, старшие двое детей приняли решение остаться с ней в Еткуле, чтобы хоть как-то поддерживать существование матери, а младших передали на попечение государства. Через несколько месяцев Владимира и Наташу, оказавшихся в детдоме в Коркино, приняла решение взять под опеку семья, где на тот момент воспитывалось трое приемных детей. Параллельно младшую Василису, находившуюся в доме ребенка в Курчатовском районе Челябинска, из-за формального отношения чиновников отдали на усыновление семье из Сургута, где девочка находится с февраля 2014 года.
Всего в 2014 г. в Челябинской области граждане РФ усыновили 109 детей, иностранцы – 13. В приемные семьи передано 129 несовершеннолетних, под опеку – 896.
Прокуратура Челябинской области в ходе проверки вскрыла нарушение в действиях сотрудников управления соцзащиты Курчатовского района, разделивших детей, и внесла протест на такое решение. Однако чиновники удовлетворять требование надзорного ведомства отказались. Тогда был подан иск в Курчатовский райсуд, но он встал на сторону управления.
Решение суда первой инстанции было основано в том числе на законе «Об опеке и попечительстве», согласно которому передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку разным лицам допускается, если это отвечает интересам детей. В данном случае районный суд учел, что девочка длительное время находится в Сургуте, чувствует там себя хорошо, соответственно, сейчас забирать ее из новой семьи – значит нарушить ее интересы.
Надзорное ведомство внесло апелляционное представление в облсуд, требуя отменить решение суда первой инстанции. В частности, как ранее уже поясняла начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Челябинской области Людмила Елчева, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности включая гражданство, имя и семейные связи. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Такой же запрет установлен при передаче детей под опеку. В соответствии со статьей 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается судом с обязательным участием прокурора.
Как пояснили в пресс-службе облсуда, рассмотрение представления началось 26 августа, но было отложено по ходатайству прокурора в связи с необходимостью изучения дополнительных документов, поступивших в суд от представителей второй стороны спора.
На стороне прокуратуры в качестве заинтересованного лица выступает приемная мать Натальи и Владимира, которая по-прежнему готова принять Василису в свою семью.
Кроме этого дела о разделении кровных родственников при передаче под опеку и на усыновление, есть еще одно. Во втором случае разделили четверых детей-сирот. Двоих детей отдали на воспитание в семью из Чебаркуля, а еще двоих по решению Челябинского облсуда – на международное усыновление в семью из Италии. На данное решение прокуратурой подана жалоба в Верховный суд РФ, которая пока рассматривается.
«Решение суда первой инстанции было не в нашу пользу, но мы все еще надеемся на справедливость и ждем Василису, – рассказала приемная мать Ирина Е. – Ребята, Вова и Наташа, прошли психологическое тестирование, по результатам которого было выдано заключение о том, что у них есть привязанность к младшей сестренке, что разделять их было неразумно».
Ирина также отметила, что скучают по маленькой сестре и старшие братья, оставшиеся в Еткуле. «Несмотря на те условия, в которых росли мальчики, они сохранили уважительное отношение к своей матери, для них важны кровные узы, – отметила Ирина. – И Юра, и Коля сейчас общаются с моими детьми – своими братом и сестрой – и выступают против того, чтобы Василиса росла в другом регионе. Парни работают, содержат дом, стараются следить за своей матерью. В будущем они хотят объединить свою семью, и я очень поддерживаю это их решение».
При этом Ирина считает, что районный суд при вынесении решения руководствовался мнением одной женщины – жительницы Сургута, а интересы четверых детей, истца, и ее самой не учел.
Между тем Василисе сейчас полтора года, восемь месяцев из которых она живет в Сургуте. Девочка уже уверенно называет своих опекунов мамой и папой. Она пока находится под опекой, но у ее новых родителей в суде уже находятся документы на удочерение. Процесс приостановлен как раз-таки из-за тяжбы в Челябинске.
При этом именно сведения о том, что на девочку сейчас оформленная постоянная опека в Сургуте, а не временная, как было изначально, вызвали вопросы у прокурора. В частности, встал вопрос о законности такой «рокировки».
«Наша Анечка (новые родители решили назвать девочку другим именем. – Прим. авт.) – это наш ангелочек, наше солнышко, – рассказала по телефону корреспонденту сайта опекун девочки Елена. – Как только решение суда в Челябинске вступит в силу, мы продолжим процесс удочерения. Дочка начала ходить, говорит «мама» и «папа», очень вытянулась. Прогресс весьма большой по сравнению с тем, в каком состоянии мы ее взяли из дома ребенка. Врачи удивляются, а я уверена, все от нашей любви и заботы. Сейчас дочь практически догнала по развитию своих сверстников».
Елена заявила, что бороться за то, чтобы девочку оставили с ней, будет до конца. «У нас полноценная семья, она единственный и любимый ребенок, – сказала Елена. – Планируем задуматься о братике или сестренке, но только тогда, когда нам удастся окончательно убрать последствия нахождения Ани в биологической семье, где были невыносимые условия.
Рассмотрение дела продолжится 9 сентября.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА