Сегодня ни один работодатель не выставит вакансию с формулировкой: «Женщин не берем». Между тем в России уже более десяти лет существует официальный запрет на женский труд в определенных профессиях.
Речь идет о постановлении правительства, утверждающем перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, для выполнения которых запрещено привлекать слабый пол. Всего в списке значится 456 рабочих специальностей, способных надорвать женский организм.
Так, при всем желании женщина не может заниматься плавкой металла, быть машинистом бульдозера или плотником, а также слесарем-сантехником, ремонтирующим канализационные трубы. Кроме того, слабому полу запрещается валить лес и вручную колоть дрова, валять плотный войлок и забивать скот. Нет в России женщин-машинистов электровозов и электропоездов; водителей автобусов, в которых более 14 мест (данное ограничение не относится к городскому и пригородному транспорту), а также женщин, входящих в состав палубной команды. Запрещено представительницам слабого пола быть носильщиками багажа и ручной клади в аэропортах – к этому делу тоже привлекаются исключительно мужчины.
Примечательно, что в сельском хозяйстве женщинам запрещено ухаживать за быками-производителями, жеребцами-производителями и хряками, а также выполнять различные операции с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств (впрочем, после достижения 35-летнего возраста ограничение снимается). Не получится стать и водолазом. Кроме того, женщинам запрещено трудиться на хлебопекарных производствах, где необходимо перемещать емкости с тестом, объем которых превышает 330 литров.
Сомневаюсь, конечно, что толпы дам захотят «подарить» свое здоровье одному из указанных в перечне предприятий. Однако прецеденты все же случаются. Так, два года назад жительница Самары Светлана Медведева, окончившая речной техникум по специальности «судовождение на ВВП и в прибрежном плавании», через суд добивалась права занять должность моториста-рулевого – работодатель отказал девушке в приеме на работу как раз на основании того самого постановления правительства.
Юристы, защищавшие интересы Светланы, усматривали в действиях руководства предприятия половую дискриминацию. Однако суд, выслушав доводы сторон, встал на сторону работодателя. Фемида посчитала, что женщине не следует вставать за руль речного трамвая и выполнять тяжелые технические работы.
Лично мне никогда не хотелось потягаться в физической силе и мощи с мужчинами на работе. Профессиями из списка запрещенных я не интересовалась и не считаю подобный законодательный запрет дискриминацией. Напротив, на мой взгляд, это своего рода защита от труда, убивающего женщину.
Когда я впервые задумалась о будущей профессии и гордо заявила близким, что буду журналистом, понимания не встретила. Тогда в самом разгаре была вторая чеченская кампания и новости пестрили печальными сводками. Рассказывали о пленных и убитых, в том числе о пропавших журналистах. И мои родственники почему-то решили, что я тоже буду непременно мотаться по горячим точкам. Иное представление о профессии тогда было неактуально.
Конечно, заниматься экстремальной журналистикой я не стала, но до сих пор уверена, что в нашей профессии сильному полу легче живется. Мужчины в настоящей журналистике теперь если и не большая, но все же редкость, и сделать карьеру им все-таки проще. В обществе пока больше доверяют тому, что сказано и написано сильным полом. Журналисткам завоевать авторитет и признание сложнее. Да и в целом профессия более благосклонна к сильному полу, ну или к женщинам с мужским складом ума и характера.
Справедливости ради надо сказать, что запрет правительства вовсе не означает половую дискриминацию в чистом виде. Ограничения говорят лишь о том, что конкретная специальность в конкретных условиях труда может быть опасна для слабого пола. Но если работодатель переоборудует рабочее место и пройдет процедуру аккредитации в государственных органах, женщина вполне может занять интересующую ее должность. Кроме того, запрет не распространяется на управленцев и сотрудников непрофильных специальностей – к примеру, акционеры горнодобывающего предприятия вполне могут утвердить на должность директора женщину, а также принять в штат медсестру и буфетчицу.