В Камерном театре открылась выставка уникальной деревянной скульптуры. Челябинец Александр Шестаков творит чудеса бензопилой. Из дерева он выпиливает девушек с веслом, барабанщиков, древних идолов и другие арт-объекты. Подробности – в репортаже Chelyabinsk.ru.
Но это не бензопила «Дружба», которую художник называет «каменным веком», это немецкие бензопилы марки «Штиль». «Фирма подарила мне несколько инструментов своей марки, в числе которых есть пила с амортизаторами – когда работаешь, нет вибрации, руки не устают, – рассказал мастер. – Она легкая и может пропиливать мельчайшие детали».
Этой осенью перед началом театрального сезона Александр превратил один из пней, оставшихся на улице Цвиллинга от спиленных старых деревьев, в огромную гардеробную бирку, потому что пень этот располагается прямо перед входом в Камерный театр, а театр, как известно, начинается с вешалки.
«А недавно я присмотрел тоже огромный пень недалеко от школы, хочу выпилить букварь, – поделился Александр планами. – Замыслов много, уже готовы к показу две выставки, но скульптуры огромны, поэтому выставлять их надо под открытым небом. Сегодня искусствоведы ищут для этого площадки в Челябинске».
А к чемпионату мира по дзюдо, который летом проходил в Челябинске, Шестаков выпилил скульптуру «Дерево дзюдо».
Многие арт-объекты Александра Шестакова сегодня хранятся в центре отдыха «Боярская станица» на берегу озера Кременкуль. Но художнику, конечно же, важно, чтобы дела его рук видели люди. И немного обидно, что город привлекает к проектам, связанным с арт-объектами под открытым небом, специалистов со стороны.
«На Южном Урале нужно создавать арт-объекты, которые рассказывали бы об истории нашего края, – считает Александр. – К примеру, было бы замечательно в нашем знаменитом спальном районе на северо-западе установить огромную кровать. Такого вы точно не увидите нигде».
Увлечение деревянной скульптурой для Александра Шестакова началось с зарабатывания на хлеб насущный – делал мебель, строил деревянные беседки... Затем появились заказы на деревянную скульптуру для загородных туристических объектов. Это произошло три года назад, и с тех пор поток идей не иссякает.
«Сегодня готовы к показу три выставочные композиции, но они не передвижные, – говорит скульптор. – Первую я назвал «Совок». Это парковая скульптура сталинского периода: девушка с веслом, барабанщики, горнисты, но в деревянном исполнении. Вторая – аллея городов Челябинской области. На деревянных постаментах располагаются предметы, которыми знаменит тот или иной город, – холодильник, танк, экскаватор, чайник... И есть мега-выставка «Эволюция», которая расскажет о тысячелетней истории Челябинской области».
Художник по-настоящему увлечен историй родного края. Кстати, это он открыл миру знаменитый ныне геоглиф огромного лося на Зюраткуле.
«Мне всегда было интересно следовать за древними сказаниями, древней историей наших народов, – отмечает Александр. – Меня просто покорил «Великий Шигирский идол», который ныне хранится в Екатеринбурге. Попробовал выпилить нечто подобное. Так родилась серия деревянных идолов. Полтора года назад она принимала участие в выставке, проходившей в Италии».
В челябинской галерее «ОкNо», а теперь в Камерном театре Александр Шестаков также представил своих идолов и серию работ «Страна глухих». Это человеческие руки, разговаривающие языком жеста.
«Очень символично, что именно эта скульптура выставлена в театре, ведь пластика, жест – составляющие театрального искусства, – считает искусствовед Светлана Судья. – Но жест в работах Александра помимо слова несет в себе еще и мощную выразительность».
Светлана Судья познакомилась с художником, когда он занимался ландшафтной скульптурой на детской площадке.
«Я сразу поняла, что его скульптуры можно смело показывать в выставочных залах, – подчеркнула искусствовед. – Творческий метод Александра уникален. Он создает свои работы бензопилой. Работает очень быстро. И какие сильные образы рождаются в процессе этой работы! У Александра глубокий интерес к архаическим культурам народов России, культурам каменного века, где предмет наделялся богатым духовным началом. Он как будто протянул к этому веку ниточку из нашего времени».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА