Челябинский облсуд 6 ноября оставил без удовлетворения две жалобы минсоцотношений на решения, которые обязали ведомство заменить детям-инвалидам неисправные речевые процессоры системы кохлеарной имплантации. Всего из-за бездействия чиновников более 30 юных южноуральцев вновь могут быть «отключены» от звуков окружающей среды. При этом из-за принципиальной позиции служителей Фемиды, рассмотревших семь подобных дел, чиновники вообще отказываются регистрировать заявления граждан на замену аппаратов. О проблеме – в материале Chelyabinsk.ru.
Операция без реабилитации
Высокотехнологичные операции кохлеарной имплантации, которые фактически полностью возвращают слух, маленьким южноуральцам начали делать в массовом порядке в 2007-2008 годах. Поддерживал передовую технологию и реабилитацию слабослышащих детей тогдашний губернатор Петр Сумин, не без содействия которого региону выделялось довольно много квот на операции. В то же время было закуплено оборудование для настройки систем, обучены специалисты. Все это широко освещалось в СМИ, о детях, которые после операции получали возможность учиться в обычных школах, снимались телесюжеты и публиковались репортажи в газетах.
Сложная манипуляция заключается в установлении ребенку слухового протеза. Он состоит из внутренней части – кохлеарного импланта, который вживляется во внутреннее ухо, и наружного речевого процессора, преобразующего звуки речи в электрические импульсы. Последние передаются непосредственно в слуховой нерв с помощью системы электродов, вставленных в улитку.
Спустя пять-шесть лет ситуация выглядит не так радужно, и открыто о ней чиновники профильных министерств говорить не хотят. Дело в том, что, как и всякие сложные технические устройства, системы кохлеарной имплантации имеют сроки эксплуатации. В среднем – четыре-шесть лет. Соответственно около двух лет назад составные части приборов начали выходить из строя. Первые несколько детей, порядка шести из более 40 прооперированных, успели получить новые детали. А вот когда заявления в минсоц стали поступать в массовом порядке, чиновники развели руками.
В итоге матери больных детей стали обращаться в суды и прокуратуру Челябинской области, которая занимает твердую позицию: даже если нормы закона четко не определяют процесс обеспечения ребенка-инвалида средствами реабилитации, каждый случай должен разбираться индивидуально.
«В каждом конкретном случае в первую очередь исполнители должны опираться на соблюдение прав ребенка, на защиту его жизни и здоровья, – отметила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Челябинской области Людмила Елчева. – Пути решения проблемы должны изыскиваться. А у минздрава и минсоца как под копирку ответ – законом не предусмотрено. Тем более что в данном случае речь идет о детях-инвалидах, которые должны находиться на особом контроле».
Как рассказала заместитель руководителя пресс-службы Челябинского областного суда Евгения Нациевская, в настоящее время в апелляционном порядке в облсуде рассмотрено семь подобных дел о замене речевых процессоров, либо о компенсации средств на их замену или ремонт. Во всех случаях на минсоцотношений возложена обязанность предоставить детям исправные приборы, бездействие чиновников признано незаконным.
«Во всех апелляционных жалобах представители министерства просили отменить решение суда первой инстанции, – уточнила Евгения Нациевская. – В жалобах ответчики указывали, что сроки пользования техническими средствами реабилитации определены лишь для кохлеарных имплантов, о речевом процессоре речи не идет. Система имплантации была установлена ребенку за счет Минздрава РФ в рамках оказания высокотехнологичной медпомощи. В таком случае, по мнению ответчика, финансирование затрат на замену отдельных блоков импланта за счет средств федерального бюджета не производится. Ответчики пояснили, что в настоящее время нет законных оснований произвести ремонт или замену процессора».
Евгения Нациевская добавила, что, по информации Министерства здравоохранения РФ, на которую ссылаются ответчики, сейчас разрабатываются порядок и стандарт медицинской реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации. Только в случае их утверждения будет возможна замена речевого процессора за счет средств Фонда обязательного медстрахования.
«Но судебная коллегия по гражданским делам облсуда сочла доводы ответчика несостоятельными, поскольку в соответствии с медицинским заключением кохлеарный имплант является разновидностью эндопротезов, которые включены в Федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, – отметила представитель суда. – Кроме того, действие установленного детям импланта обеспечивается речевым процессором и невозможно без его замены. Поскольку иного порядка замены (ремонта) процессоров не утверждено, суд признал незаконным бездействие министерства и обязал обеспечить детей данным средством реабилитации».
Сложная настройка
6 ноября было рассмотрено две очередные жалобы Минсоцотношений обязали немедленно закупить и предоставить детям-инвалидам Владимиру Внукову и Елене Мащиковой новые речевые процессоры.
«Владимиру скоро исполнится 15, операцию ему провели в 2008-м, с тех пор жизнь сына кардинальным образом поменялась, – рассказала мать ребенка-инвалида Юлия Внукова. – Он стал слышать окружающий мир: пение птиц, шум дождя, ветер... Конечно, из-за того, что операция была проведена поздновато, полной понятийности речи у ребенка нет, но тем не менее он может координировать свои действия с учетом внешней среды, понимает, что в ней происходит. Более года назад речевой процессор стал плохо работать: появились громкие шумы, звуки стали нечеткими. Ребенок, более того ребенок подросткового возраста, очень нервничает, испытывает сильнейший дискомфорт. Около года мы пытаемся добиться замены процессора, но все время слышим отговорки».
Речевой процессор можно самостоятельно приобрести минимум за 335 тыс. руб. По заключению экспертов ФГБУ «Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи», без внешней части кохлеарного импланта пациент не может нормально слышать.
Благодаря сегодняшнему решению облсуда Юлия Внукова надеется, что вскоре они получат прибор.
Вместе с Юлией Волковой в суд к качестве слушателя пришла также мать ребенка-инвалида Оксана Ческидова. Она рассказала о ряде других проблем, с которыми сейчас также сталкиваются родители прооперированных ребят
«Примерно два раза в год нужно проводить настройку системы, для этого областью еще при Сумине было закуплено оборудование для настройки, обучен специалист-настройщик, – пояснила Оксана Ческидова. – Первое время все шло хорошо, однако потом настройка вдруг стала платной. Один прием – тысяча рублей. Настройщик из компании «Азимут», которая и поставляет аппараты, говорит, что вынуждена брать плату, так как оплачивает аренду помещения, где стоит оборудование для настройки системы. Если оборудование покупалось за бюджетные деньги, почему для него не могут выделить место? Например, в региональном сурдоцентре... Лично мне кажется, что сейчас на на этом просто кто-то пытается делать деньги».
Еще одна проблема в ближайшее время коснется всех тех, кто еще не успел подать в минсоцотношений заявку на замену, либо ремонт прибора.
Как сказала в перерыве между заседаниями представитель министерства, сегодня ведомство в связи с позицией судов, обязывающих исполнять указанные в заявлениях граждан просьбы, вообще не регистрирует заявления о замене речевых процессоров. При этом в минсоце уверяют, что вскоре бремя обеспечения инвалидов по слуху речевыми процессорами возложат на Минздрав и фонд ОМС. Однако пока эти ведомства также не принимают заявлений по проблемам кохлеарной имплантации. Родителям детей остается сразу идти в прокуратуру.
Добавим, что все решения Челябинского областного суда вступили в законную силу.
Пока только через суд
В министерстве социальных отношений области пояснили, что в настоящее время согласно федеральным нормативным актам и разъяснениям Минтруда РФ средства федерального бюджета на ремонт и замену отдельных элементов кохлеарных имплантантов не предусматриваются, правовых оснований для бесплатного осуществления ремонта либо замены у Министерства социальных отношений нет. В связи с обращениями граждан региональным министерством указанная проблема была поднята в Минтруде и Минздраве РФ.
«Согласно полученным разъяснениям Минтруда и Минздрава РФ, работа по решению этого вопроса проводится с 2013 года, – пояснили в министерстве. – Планируется, что с 1 января 2015 года финансирование расходов по ремонту и замене кохлеарных имплантантов будет осуществляться за счет Фонда обязательного медицинского страхования. В настоящее время принята часть нормативных актов на федеральном уровне. Однако до принятия полного пакета документов вопрос остается открытым, и решение его возможно только в судебном порядке».
В ведомстве добавили, что при этом необходимо обратить внимание на то, что важно, как именно будет сформулировано решение суда в пользу граждан, чтобы его было возможно исполнить – в качестве источника финансирования расходов должны быть указаны федеральные средства, направляемые области на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации.
Видео из зала суда – на телеканале 74.ru.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео пресс-службы Челябинского областного суда