Уходящий декабрь запомнится как месяц «хождения полиции в народ». Кроме операции «Ваш участковый», стражи порядка провели еще одну масштабную акцию совместно с представителями общественных советов. В ходе операции «Дежурим вместе» общественники наблюдали за, пожалуй, самой критикуемой работой полицейских, связанной с приемом жалоб и заявлений граждан. Несколько часов в дежурной части отдела полиции Ленинского района Челябинска провел и журналист сайта 74.ru, входящий в общественный совет при ГУ МВД по Челябинской области. О том, как выглядит работа дежурки изнутри – в репортаже корреспондента Chelyabinsk.ru.
«Дежурный» минимализм
Дежурная часть Ленинского отдела полиции не предназначена для посторонних, поэтому единственный «гостевой» стул пришлось делить с коллегой из «Российской газеты», которого судьба, так же как и меня, забросила в эти края в качестве наблюдателя от общественного совета. Для начала знакомимся с дежурной сменой: начальником Ольгой Трофимовой, оперативным дежурным Сергеем Николенко и его помощником Павлом Редько. Быстрое представление, и мы наблюдаем, как Сергей Викторович, коротко отвечая на наши вопросы, молниеносно разбрасывает обращения жителей Ленинского района по нарядам ППС и следственно-оперативным группам.
Смена на ногах с восьми утра, мы же пришли к ней в гости под вечер – после 18:00. За 10 минут на наших глазах Николенко обрабатывает восемь обращений. Одно из них – о пропаже нетбука в одной из местных гимназий. Отец и сын, хозяин пропавшего девайса, уже ждут полицейских у стен учебного заведения, где якобы неизвестный или неизвестные совершили кражу. Попить чай и поболтать с нами о житье-бытье ни у кого из дежурных времени нет, вечерних посетителей тоже не наблюдается, и нам предлагают поговорить с начальником Ленинского отдела полиции Сергеем Просиным.
«Мы ждали вас днем, – Сергею Александровичу есть что рассказать гостям-журналистам. – Сегодня раскрыли преступление – дал признательные показание задержанный накануне педофил. Автослесарь, житель нашего района, семьянин, у него жена и ребенок. Совершил действия сексуального характера в отношении 12-летней девочки. Сначала пробили его по отпечатку пальца в лифте – подозреваемый отбывал срок за дезертирство и хулиганство. Затем потерпевшая его опознала. А сегодня он сознался еще в одном подобном преступлении двухлетней давности». Сергей Просин не скрывает, что испытывает большое удовлетворение от этого результата. В нем еще живет азарт опера, недавнего «убойщика», руководителя уголовного розыска Ленинского отдела. Главой полиции в Ленинском он стал чуть более года назад.
Задаем Просину традиционный журналистский вопрос о самых криминальных местах самого криминального района города. В ответ получаем не общие слова, а конкретные адреса. Молодой начальник не любит витиеватости. «Не поверите, но в нашем районе есть места, которые постоянно привлекают криминал. Навскидку назову дома в районе улиц Барбюса и Вагнера. Мы там даже опорный пункт поставили – не помогает. Еще П-образный дом №2 по ул. 1-й Трубосварочной. Люди говорят, он построен на месте кладбища. И, конечно, наша «достопримечательность» – огромный гаражный кооператив №308 возле Копейского шоссе. «Мертвый город», как мы его называем. Никак не можем справиться с волной краж колес и другого инвентаря из этого ГСК. Постоянно устраиваем там засады, но без особого толка. Слишком большие расстояния, а местные автолюбители, к сожалению, нам не помогают». Если бы Сергей Александрович знал, как прогремят его «нехорошие адреса» буквально через пару часов...
Посылка для ОМОНа
Начальник дежурной части Максим Дюрягин зовет нас на первый выезд: «Позвонили из почтового отделения. Нашли подозрительную сумку. Поедете?». Вопрос риторический. Максим Дюрягин везет нас на личном авто. Если поедем со следственно-оперативной группой, потратим больше времени – группа может проработать на месте происшествия не один час. Далее происходящее напоминает кадры из кино. Почтовое отделение оцепляют, эвакуируют персонал соседнего магазинчика, на место приезжают взрывотехник ОМОНа, кинолог с собакой... Бомбы в забытой сумке, как водится, не оказывается. Кто-то просто забыл пустой баул в конце рабочего дня на почте. Но шума эта забывчивость наделала немало.
Вместе с Максимом Дюрягиным возвращаемся на базу, где в наше отсутствие произошло немало интересного. Одна из двух клетушек, предназначенных для содержания задержанных, занята. На скамье за решеткой мирно похрапывает бомжеватого вида товарищ. «Напал на женщину в подъезде», – объясняет нам ситуацию Сергей Николенко. Еще из интересного – «потеряшка» из дома №2 по ул. Трубосварочной – того самого, о котором говорил Просин. О пропаже своего племянника 1981 года рождения заявила его тетя.
Николенко начинает с кем-то воевать по телефону. Оказывается, наряды ППС не хотят выезжать по участившимся обращениям граждан – в таком случае им придется составлять еще больше протоколов, на которые уходит много времени. Иногда после суточного дежурства на составление всех бумаг приходится дополнительно тратить несколько часов в ущерб своему личному времени. Еще одна большая проблема дежурной части – жесткий лимит на бензин. Для групп немедленного реагирования (ГНР), которые выезжают в случае опасности для жизни и здоровья граждан, держат НЗ, остальным приходится выкручиваться. Часто оперативники выезжают на вызовы на личных авто. «Каждое дежурство начинается с подсчета, сколько у нас бензина и сколько экипажей в нашем распоряжении, – говорит Николенко. – В советские годы экипажей на улицах было больше, а домов, которые мы обслуживали, меньше. Но, с другой стороны, материальная база улучшилась, у нас появилась современная оргтехника, компьютеры».
«Мертвый город»
Несколько часов в дежурке пролетают незаметно. Мы собираемся уходить, как вдруг приходит информация, что в ГСК-308 (том самом, о котором говорил Просин) обнаружен труп мужчины. Едем, на этот раз со следственно-оперативной группой. На месте нас встречает Сергей Александрович, уже переодетый в штатское. «Это и есть наш «потеряшка» из дома №2 по ул. Трубосварочной. Мы получили оперативную информацию о его гибели. Два часа искали тело в логу под гаражами, куда его сбросили убийцы. Подозреваемые уже задержаны. И погибший, и его убийцы – люди из криминальной среды. Разборки начались в кафе «Ветерок», недалеко от Трубосварочной. Затем злоумышленники на машине потерпевшего привезли его в ГСК, где добили молотком. Тело сбросили в лог, а машину сожгли на кирзаводе». Просин явно не кабинетный начальник. Иначе не стал бы больше часа с фонариком в руках искать погибшего в темном логу.
«В нашем деле приживаются не все, – подтверждает он мою мысль. – Сейчас полицейским повысили зарплату, но даже это удерживает в профессии не всех. Слишком напряженный график. Тревожит то, что стало меньше молодежи. После расформирования милицейского вуза в Челябинске с молодыми кадрами беда. Раньше к нам каждый год приходили по два–три новых опера. А сейчас нет. Ищем молодежь по всей области».
Приезжает машина «Мемориала» и забирает тело в черном пакете. На этом наше дежурство в «Мертвом городе» заканчивается.
Фото: Фото автора