RU74
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Челябинске
Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

2 м/c,

южн.

747мм 86%
Подробнее
1 Пробки
USD 101,91
EUR 105,05
Город Особая закалка – уметь радоваться жизни

Особая закалка – уметь радоваться жизни

Читатели 74.ru охотно откликнулись на призыв вместе составить летопись детей войны. В редакцию приходят трогательные, полные уважения и гордости за своих близких рассказы, причем не только из Челябинска и области, но даже из-за рубежа. Сегодня мы представляем истории Анны Федоровны Чирковой и Татьяны Ивановны Андреевой, присланные нам их родными и коллегами.

Аня Чиркова: тяжелые бои у печатного станка

Семьи Чирковых, Шубиных, Кратасюк, Воробьевых, Гришанковых, объединившись, рассказали нам о судьбе Анны Федоровны Чирковой. Сегодня ей 87 лет. Казалось бы, столько пережито, но по сей день она умеет радоваться жизни.

1 из 6

«Июньским днем сорок первого года вместе с мамой поехала Нюся Перина за кислицей на Таганай. Теплая тихая ночь, звезды над головой, а на Таганае они кажутся особенно яркими и красивыми... Вернувшись утром в город, узнали: началась война. Именно в этот день и закончилось детство Нюси Периной и многих ее сверстников.

Прибежав домой, они увидели на столе записку от отца: «Я в военкомате». Но в тот день ее папу, Федора Андреевича Перина, вернули домой: дали бронь – он работал на строительстве военного машиностроительного завода. Но Федор Андреевич рвался на фронт и вскоре ушел добровольцем на войну. Погиб он 24 апреля 1945 года, всего за несколько дней до победы. Мама, Ирина Яковлевна, работала в госпитале, который размещался в златоустовской школе №3. Туда бегала Анюта с подругами-комсомолками, чтобы написать письма родным раненых солдат или выступить с концертной программой, чтобы порадовать их песнями.

В 1942 году Аня решила идти работать в типографию. Директор типографии, куда пришла скромная 14-летняя девочка, дал листок бумаги: «Пиши заявление». А потом прочитал его и сказал: «Молодец! Написала без ошибок. Значит берем в наборный цех!» Так началась трудовая биография Анны Федоровны Чирковой.

«Я не представляла тогда, что такое типография, что и как там делают, – вспоминает Анна Федоровна. – Но науку полиграфии освоила быстро – выхода не было. Одного за другим взрослых рабочих призывали на фронт, и когда в 1943-м верстальщика Осинцева забрали в армию, меня поставили на верстку газеты и назвали мудрено «метранпажем». В то время в нашей типографии газету набирали вручную. А станок для оттисков был просто допотопнейший. Верстали газету на талере – такой металлический стол. С талера опускали будущую газету на гранку (похожую на большой противень для духовки) и несли на станок. С гранки дети тихонько сдвигали на станок, накатывали валиком типографскую краску, и… начиналось «самое интересное». Один подросток давил на большую ручку, а другой, чаще всего это был Володя Лобанов, садился верхом на станок и ногами в стенку упирался. Так и делали оттиск для того, чтобы корректор газету вычитал. Когда уже даже вес Володи не помогал (сил-то у нас, 14-летних, мало было), собирались все, кто был в это время в типографии, и дружно давили. Потому у многих потом и проблемы со здоровьем были – надсадились...»

Ребята ни разу не сорвали выпуск газеты: начинали верстать в девять вечера, а заканчивали утром. Ночной дежурный редакции принимала сводки Совинфорбюро. Их-то и ждали, чтобы поставить в свежий номер досылом как самую необходимую читателю информацию.

Большинство госпиталей в годы войны размещалось в школьных зданиях. Школьный ансамбль областного дома художественного воспитания с осени 1941 года по весну 1942 года провел 78 выступлений для раненых.

«Мы не жаловались ни на тяжелый труд, ни на голод, ни на холод, – говорит Анна Федоровна. – Понимали, что на фронте солдатам еще труднее... Да и молодость брала свое. Очень уставали, но когда было свободное время, могли и песни спеть, и потанцевать…»

День Победы Анна Федоровна помнит очень хорошо: влетел парнишка из печатного цеха и закричал: «Все на улицу!» Девчонки выскочили на городскую площадь и увидели, что там собралось много народа. А из репродуктора красивый голос Левитана сообщил, что война закончилась!

«Мы победили! Мы кричали «Ура!», обнимались, плакали и понимали, верили, что теперь будем счастливы!»

Более 40 лет Анна Федоровна проработала в городской типографии, всегда в одной газете, только названия у нее были разные: «Пролетарская мысль», «Большевистское слово», «Златоустовский рабочий». А какие красивые пригласительные билеты умела она набирать! А какие афиши для театральных спектаклей делали ее талантливые руки! И даже разные скучные бланки при ее наборе оживали. Сотни касс с разными шрифтами она знала назубок и могла вслепую набрать любой текст.

Она всегда побеждала в социалистическом соревновании, всегда была победителем пятилеток, ее награждали медалями за труд, грамотами, среди которых есть и правительственные. Ее преданность профессии известна среди родных и друзей. Она всегда говорила, что счастливый человек, потому что с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой.

Дети – особая гордость Анны Федоровны. Старшая дочь Валентина сейчас доктор наук, профессор Сибирского федерального университета. Сын Олег – врач. Дочь Галина – журналист. Есть у нее пять внучек, три правнука и две правнучки. И на всех хватает ей любви.

87 лет – возраст солидный, но Анна Федоровна Чиркова не потеряла интерес к жизни. Наверное, у детей войны особая закалка: уметь радоваться жизни».

Таня Андреева: не сломленная судьбой

Преподаватели 78-й челябинской школы Евгения Литвинова и Надежда Шитикова подготовили вместе с учениками и прислали рассказ о своей коллеге Татьяне Ивановне Андреевой.

1 из 5

«Татьяна родилась в январе 1924 года в селе Глубокое Соколовского района Северо-Казахстанской области. Вся семья была очень рада появлению на свет девочки, и еще ничто не предвещало тяжелой судьбы, которая свалится каменной глыбой на плечи этой девочки.

Она в шесть лет потеряла родителей, они умерли один за другим. Девочку по очереди брали к себе то один родственник, то другой. Она кочевала от дяди к тете, от тети к дяде, короткое время жила в детдоме. Но родственникам зачастую Таня мешала, некоторые из них заставляли ее работать и не давали учиться. Война застала Таню в Средней Азии в Ленинобаде, в тот год она окончила восьмой класс. Татьяна снова становится обузой для родственников и в 15 лет попадает в интернат. «Всех интернатовцев заставляли работать на виноградниках. Мы соединялись в бригады по пять человек и работали на плантациях, наш рабочий день длился до 10-11 часов. Все тяготы тыловой жизни легли в те суровые годы на плечи женщин, стариков и детей. Но мы старались сделать все, что было в наших силах, чтобы помочь фронту», – делится воспоминаниями Татьяна Ивановна.

В Таджикистане во время войны стояла задача подготовить как можно больше специалистов в педагогических, медицинских и сельскохозяйственных институтах, а также в техникумах и училищах. Поэтому в 1942 году Татьяна Ивановна поступает в учительский институт.

«Жили на одну стипендию, правда, нам ежедневно давали хлеб, примерно по 500 граммов. Иногда мы его меняли местным жителям на сухофрукты», – улыбается Татьяна Ивановна.

В 1944 году по окончании института девушка попала на границу с Афганистаном.

После войны она в Душанбе вновь поступила в институт для получения полноценного образования. А 1948 году с красным дипломом уехала навсегда в город Челябинск. «Тепло Средней Азии сменяется уральскими холодами, – улыбаясь, рассказывает нам Татьяна Ивановна. – Первая моя школа в Челябинске была мужской (школа №27). В ней я проработала до 1953 года. Затем перевелась в школу №50. Жить приходилось в стенах школы, так как своего жилья не было. Вместе со мной жила моя подруга. И лишь в 1953 году для нас выхлопотали комнату в коммуналке. Вы не представляете, как я была счастлива. Наконец-то у меня свой дом, из которого меня никто уже не выгонит».

В Челябинске Татьяна Ивановна нашла свою вторую половину, вышла замуж. Свадьбу сыграли опять же в стенах школы.

Сегодня Татьяна Ивановна живет вместе с дочерью и внуком. У нее до сих пор великолепная память, но подвели глаза – пять лет назад Татьяна Ивановна ослепла. Но, несмотря ни на что, это человек очень светлый. Судьба ее не сломила, а судьба у нее была не из легких».

Если вы хотите связаться с героем рубрики или передать ему знак внимания, напишите в редакцию (promo@info74.ru).

Присылайте воспоминания ваших близких и родных стариков, кто в годы войны был ребенком. Подсказку, как написать историю, и адрес электронной почты можно посмотреть здесь.
Уточнить информацию можно по телефону горячей линии отдела социальных проектов сайта 74.ru 8-982-313-68-25.

Мы также предлагаем всем вместе создать виртуальный музей артефактов, который будет доступен каждому желающему и поможет сохранить память о людях и событиях тех непростых времен. Размещайте фотографии ваших семейных реликвий и истории, рассказывающие о них.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления