Неизвестные ведут в Интернете сбор средств якобы на лечение маленькой челябинки Марины Кочелаевой, представляясь ее матерью Дарьей. В качестве рассказа с историей болезни приводится ссылка на материал 74.ru двухлетней давности. В действительности женщина никогда не просила денег на операцию для дочери. Корреспонденты сайта попытались выяснить, кто действует от ее имени, есть ли у этих людей другие «лица» больных и как не прогадать, отправляя деньги по информации из соцсетей. Детали – в расследовании Chelyabinsk.ru.
Статья в СМИ – для аферы
6 февраля 2013 года сайт Chelyabinsk.ru обнародовал материал о двухлетней жительнице Челябинска Марине Кочелаевой, которая едва не лишилась ноги из-за осложнений после ротавируса и сопутствующего заболевания. К публикации не появлялось комментариев последние два года, но в час ночи во вторник, 10 февраля 2015-го, пользователь Светлана Бондарева разместила сообщение следующего содержания (орфография и пунктуация автора сохранены): «Что сейчас с Мариной Кочелаевой? В одноклассниках мошенники от имени ее матери собирают деньги на «операцию» диагноз- венокапилярная дисплазия и ангиотрофоневроз осложненное тромбофилией. Дают ссылку на эту статью при этом путая имя ребенка называя ее МАРИЕЙ. Во всех справках Мария Кочелаева и мать Дарья Васильевна Кочелаева. Всех уличающих вносят в черный список и продолжают слезно молить о помощи».
Мы связались с Дарьей Кочелаевой. Женщина сама пару дней назад узнала, что ее история используется неизвестными людьми. От ее имени, с ее фотографиями создали страницу в социальной сети «Одноклассники», где выложили реквизиты для сбора средств. В качестве контактного лица указан некий Александр Киселев. Адрес проживания: Челябинск, улица Трубников, дом 63, квартира 20.
«Я узнала об этом, когда мне на страницу «ВКонтакте» написали из Москвы и Ростова-на-Дону люди, которые помогают распространять по соцсетям информацию о сборе денег для больных деток. Им страница, созданная от моего имени, показалась подозрительной, – рассказала Дарья Кочелаева. – Сама никогда не имела аккаунта в «ОК», более того, никогда не объявляла о сборе средств. Слава богу, дочку я поставила на ноги своими силами и силами своих близких еще около двух лет назад. Мы стоим на учете в больнице, но ни в каких операциях в Москве не нуждаемся. Мне два года назад после публикации материала предлагали помощь, но я отказалась, так как понимала, что деньги этих неравнодушных людей могут очень пригодиться другим детям».
Дарья отметила, что все документы на странице о сборе средств поддельные. Более того, там обнародована неверная информация о ней самой: возраст, адрес проживания. Указанного в контактах Александра Киселева она не знает.
«Я никогда не жила в Ленинском районе на улице Трубников, мою дочь зовут Марина, мое отчество не Васильевна, а Юрьевна, я не замужем, – уточнила Дарья Кочелаева. – Диагноз, который указывают лица, собирающие средства, в медицинских документах, якобы оформленных на мою дочь, неверный. Очень, конечно, неприятно. Ведь после таких случаев люди вообще перестанут верить информации в социальных сетях, а многим действительно нуждающимся детям только так и можно помочь».
Дарья, которая трудится на двух работах, чтобы растить четырехлетнюю дочку, из-за нехватки времени пока не обращалась в полицию, но в случае, если правоохранительные органы заинтересуются публикацией в СМИ, готова дать все нужные объяснения.
«Тетя», путающаяся в именах
Корреспондент Chelyabinsk.ru, по рекомендациям волонтеров связавшийся с Дарьей Кочелаевой, изучил реквизиты со страницы по сбору средств для Марины Кочелаевой. Одна из карт Сбербанка, оканчивающаяся на номер 6431, принадлежит некой Наталье Васильевне Киселевой. Еще одна зарегистрирована на Александра Сергеевича Киселева. Источник нашего сайта в правоохранительных органах установил, что некто Киселев А. С. действительно живет на Трубников, 63. Еще одна мелькавшая в Сети карта и номер телефона принадлежат некоему Владимиру Коновалову. Никого из этих людей Дарья Кочелаева не знает, родственников с такими именами у нее нет.
Волонтеры скинули переписку некой Нины Тарской с другими пользователями под постом по сбору средств для Марины (аферисты, путаясь, называют девочку Марией) Кочелаевой. Тарская для убедительности дает пользователям мобильный телефон якобы самой Дарьи Кочелаевой. На деле оказывается, что номер зарегистрирован на Наталью Васильевну Киселеву. В Интернете он мелькал в объявлениях по поиску Киселевой работы.
Корреспонденту Chelyabinsk.ru удалось дозвониться по этому телефону от имени человека, который хочет перечислить деньги на лечение Марины Кочелаевой.
В начале беседы женщина, которая подтвердила, что она Наталья Васильевна Киселева, сказала, что действительно собирает деньги, что «Мария» Кочелаева – это дочка ее племянницы. Подтвердила и ссылку на статью на сайте 74.ru, сказав, что речь идет именно об этой девочке. По словам Киселевой, операция у ребенка в Москве назначена на 20 февраля. Девочка Мария живет в полной семье, с мамой Дашей и ее мужем, который родом из Москвы. «Вы же сами видите, на фотографии главной маленькая девочка обнимается с папой, все у них хорошо в семье, операция стоит 300 тысяч рублей», – сказала Киселева.
Между тем на фотографии на аватаре девочка стоит именно с мамой Дарьей.
Позже, отвечая на вопросы журналиста, Киселева начинает откровенно путаться и в итоге заявляет, что она ничего не для кого не собирала, что она бабушка 15 внуков и на всех заводила банковские карты и вообще с семьей Дарьи почти не общается и не знает, о чем идет речь.
Волонтеры «вычищают» аферистов
По совету Дарьи корреспондент сайта связался с людьми, которые первыми заподозрили подозрительный аккаунт о сборе средств. Москвичка Евгения и жительница Ростова-на-Дону Яна – так называемые добровольные информационные помощники, которые помогают распространять в соцсетях информацию о группах, где ведется сбор средств на помощь больным людям. Девушки занимаются этим давно и уже практически профессионально научились распознавать страницы мошенников.
«К сожалению, далеко не все дети могут получить помощь от широко известных благфондов, поэтому сборы в соцсетях – явление довольно распространенное, – пояснили Яна и Евгения. – Теперь о людях, с которыми мы столкнулись в случае с Дарьей Кочелаевой и ее дочкой: данные лица достаточно хорошо изучили тему ведения сборов, но их подвели документы, где явно видны признаки подделок. Свидетельство о рождении девочки изготовлено на принтере, в медицинских документах данные, если присмотреться, вообще исправлены при помощи корректора. Мы обращались к администрации «Одноклассников» с просьбой заблокировать мошеннические профили, как делаем всегда в таких случаях. Часть этих страниц на данный момент недоступна, но нам неясно, заблокированы ли они администрацией сайта или удалены самой мошенницей, которая уже поняла, что ее действия отслеживаются волонтерами».
Девушки, называя лиц, собирающих средства от имени Дарьи, аферистами, оговариваются, что только предполагают наличие мошенничества в их действиях, но ни в коем случае никого не обвиняют.
Яна и Евгения рассказали, что, чтобы сбор в соцсетях был «чистым», в группе размещается вся информация о ребенке (диагноз, история болезни), в фотоальбомы добавляются документы – свидетельство о рождении ребенка, паспорта родителей с закрытыми номерами, справки, которые родители посчитают нужным предоставить в доказательство наличия заболевания, и счет из клиники, на основании которого ведется сбор, реквизиты (как правило, родителей либо волонтера по доверенности, эта информация обязательно указывается в группе, на чьи конкретно реквизиты идут пожертвования), фото ребенка, видео по желанию администраторов группы. Все предоставленные документы и снимки обязательно маркируются ссылкой на группу, то есть каждый документ, по сути, «испорчен» во избежание кражи его мошенниками для дальнейшего использования в корыстных целях. Также группа содержит информацию, как можно связаться с родителями, в какой клинике ребенок проходил или проходит лечение. Правильно оформленная группа позволяет любому жертвователю убедиться в правдивости предоставленных данных, при желании связаться с родителями лично или убедиться в существовании ребенка, связавшись с лечащей его клиникой.
Яна и Евгения отмечают, что правоохранительные органы обязаны найти аферистов и наказать, так как они ставят под угрозу вообще возможность сбора средств в социальных сетях.
«Указанные в сборе средств для Марины Кочелаевой телефоны и реквизиты мелькают еще в пяти или шести постах о сборе средств, в этом случае целая сеть страниц-мошенников до сих пор работает в соцсетях, – возмущаются волонтеры. – Одной блокировкой страниц тут не обойтись. Мы выяснили, что карты Сбербанка, указанные в реквизитах, принадлежат жителям Челябинской области, как и телефоны. Аферисты работают у вас на Южном Урале и воруют деньги у жителей всей России. Именно эти банковские карты гуляют в Сети около года».
Редакция сайта 74.ru просит считать публикацию официальным заявлением в отдел «К» ГУ МВД по Челябинской области и готова предоставить сотрудникам полиции все необходимые контакты и материалы.