2 апреля суд начал рассматривать иск челябинского транспортного прокурора Алексея Пунигова к РЖД с требованием сделать пригородный железнодорожный вокзал доступным для маломобильных групп населения. Речь идет о скользких поручнях, отсутствии специальных парковочных мест, высоких порогах перед туалетами и даже специально предусмотренных для инвалидов касс – все это не позволяет им самостоятельно пользоваться услугами транспортного объекта. Подробности – в материале Chelyabinsk.ru.
В четверг в Советском райсуде формально началось рассмотрение иска прокурора. Однако по факту судебное следствие так и не стартовало, поскольку ответчики, юристы ОАО «РЖД», в последний момент заявили ходатайство о привлечении к участию в процессе в качестве третьего лица представителя министерства промышленности региона, которое является собственником части пригородного вокзала. В результате рассмотрение дела отложили до 8 апреля, что вызвало недовольство собравшихся в зале инвалидов – они выступают в процессе в качестве заинтересованных лиц.
Татьяна Кузнецова – одна из самых известных в Челябинской области и России женщин-инвалидов. Лишилась ноги в юности в результате автокатастрофы. В 1989 г. первой в мире с ампутированной выше колена ногой пробежала нью-йоркский марафон на протезе.
«Они (ответчики. – Прим. авт.) не хотят выполнять закон, мы не первый год пытаемся решить эту проблему, в итоге дошли до суда, и тут только выясняется, что есть третье лицо, – выразила мнение по поводу ходатайства председатель отделения общества инвалидов Центрального района Татьяна Кузнецова. – Это просто-напросто некрасиво, либо это намеренное нарушение законов».
Между тем проверка транспортной прокуратуры на предмет доступности пригородного железнодорожного вокзала для инвалидов прошла еще в начале года. Сами люди с ограниченными возможностями пытались донести проблему до руководства магистрали с 2013 года и как-то решить ее мирным путем, но навстречу, как утверждают заявители, им никто не пошел. Тогда они обратились за помощью в надзорное ведомство.
«В первом квартале текущего года Челябинской транспортной прокуратурой на пригородном вокзале станции «Челябинск» проведена проверка об исполнении действующего законодательства о защите прав инвалидов, – рассказал Алексей Пунигов. – Выявлено порядка 20 нарушений, которые легли в основу искового заявления к ОАО «РЖД». Ход рассмотрения дела в суде находится на нашем контроле. Все действия прокуратуры в данном случае направлены на то, чтобы сделать более комфортным нахождение в здании вокзала маломобильных групп населения».
На словах требования прокурора могут показаться формальными, однако на деле – это реальные недоработки в инфраструктуре вокзала, которые не позволяют инвалидам без посторонней помощи пользоваться транспортным объектом.
Сейчас инвалиды готовят аналогичный иск к челябинскому аэропорту.
Для того, чтобы показать, что конкретно и почему служит препятствием для лиц с ограниченными возможностями, прокуратура привлекла к участию в процессе эксперта по доступной среде Алексея Чешуина, вместе с которым повторно уже в конце марта обошла вокзал и впоследствии уточнила исковые требования.
«Начнем с того, что Россия подписала конвенцию о защите прав инвалидов, кроме того, по закону инвалиды имеют льготы на проезд в железнодорожном транспорте, но в Челябинской области они свои права реализовать не могут, – пояснил гендиректор ООО «НПП "Равные возможности"» Алексей Чешуин. – РЖД игнорирует требования закона. Между тем у нас в области 260 тысяч инвалидов».
По словам Алексея Чешуина, вокзал можно назвать доступным для людей с ограниченными возможностями лишь условно – пандус есть, но поручни к нему сделаны не до конца: противоскользящего покрытия нет; специальный туалет работает, но путь к нему преграждает внушительный порог; для инвалидов предусмотрена комната отдыха, но как к ней пройти, неизвестно. То же самое с кассой для инвалидов – она функционирует, но для людей с проблемами со зрением нет ни направляющих к ней, ни предупреждающих знаков.
Всего при проверке вокзала прокуратурой выявлено 18 нарушений.
«Сложно в такой кассе инвалидам по слуху, так как она не оборудована индукционной петлей, которая позволила бы человеку общаться с кондуктором, – отметил Чешуин. – Также для глухих нет бегущей строки о поездах, которые подаются. Должна стоять тактильная мнемосхема для инвалидов по зрению, где бы они могли получить всю нужную информацию... Да, здесь разные нарушения. Есть более затратные вещи, но есть и такие, на которые нужны копейки: табличку поставить, ступеньки в контрастные цвета покрасить. Хотелось бы, чтобы сделали хоть что-то...».
Татьяна Кузнецова рассказала, что активно включились в работу общества инвалидов в 2013 году. «Мы написали десятки обращений к руководству вокзала, РЖД, но хоть бы раз за эти два с лишним года кто-то по-хорошему пригласил нас на встречу и сказал: «Ребята, подождите, все поправим, пусть не сразу, но поправим», – возмущается Татьяна Кузнецова. – Однако на контакт так никто и не пошел. Очень обостренно переношу эту проблему, так как душа болит не за себя (сама я на любую платформу заскочу, хоть и нет ноги выше колена), а за других маломобильных людей. Ведь вокзал – это ключевой объект, так как инвалиды очень много ездят на специализированные соревнования, спартакиады. И они хотят прийти, сесть и поехать. А не так, как это происходит сейчас».
Как отметили в пресс-службе ЮУЖД, Южно-Уральская дирекция пассажирских обустройств, которая выступает ответчиком, еще в прошлом году по запросу транспортного прокурора сообщила о строгом исполнении требований, установленных законодательством РФ, перечислив выполненные меры и приложив фототаблицы, подтверждающие отсутствие каких-либо нарушений доступности людей с ограниченными возможностями в здание пригородного вокзала и на прилегающую к нему территорию.
Руководство магистрали напоминает, что пригородный вокзал был построен в 2006 году при долевом участии минпрома и РЖД в соответствии с санитарными нормами и правилами в области строительства и доступности маломобильным группам населения. В 2013 году СНиПы изменились, и здание привели в соответствие с ними. Соответствующий паспорт доступности в мае прошлого года утвердили чиновники администрации Советского района, а также председатель местных отделений Всероссийских обществ инвалидов и слепых.
«Согласно итоговому заключению о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры здание пригородного вокзала Челябинск доступно для маломобильных групп населения, что подтверждает исполнение ОАО «РЖД» законодательства о социальной защите маломобильных групп населения», – отмечается в комментарии ЮУЖД.
Тем не менее, констатировали в пресс-службе, транспортный прокурор обратился в суд с исковым требованием к РЖД, не указывая нормативное обоснование необходимости исполнения заявленных мероприятий. Таким образом на магистрали не находят заявление подлежащим удовлетворению.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий. Сюжет о проблеме инвалидов – на телеканале 74.ru.
Фото: Видео и монтаж Дмитрия Сиваша