Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей Челябинской области набирает популярность в бизнес-среде. Только за последний год число обращений предпринимателей возросло на 70%. При этом подавляющее количество проблем удалось решить через бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, который 31 марта на заседании Законодательного собрания региона выступил с подробным отчетом о проделанной работе. О том, каким он видит климат для малого и среднего предпринимательства на Южном Урале и какие меры для поддержки бизнеса предложил губернатор Борис Дубровский – в материале Chelyabinsk.ru.
Сделано на Южном Урале
Напомним, снижение числа административных барьеров остается ключевой задачей в Стратегии развития Челябинской области до 2020 года. О необходимости делать ставку на инициативу, поддержку малого и среднего предпринимательства губернатор Борис Дубровский заявлял неоднократно. Эти предложения также вошли в «большую тройку» антикризисных мер.
«Сейчас очень сложно обойти трудности сложившейся экономической ситуации, нас ждет непростое время, – предупредил Борис Дубровский. – Через нашу беседу стало понятно, как должно выстраиваться взаимодействие. Надо будет поработать над механизмом поддержки инициатив предпринимателей. Нужно сформировать среду для реализации идей бизнеса – наша основная задача. При этом государственная поддержка должна реально помогать предпринимателям. Мы открыты к диалогу с бизнесом. Это важно в данном периоде, и я гарантирую поддержку всем здоровым предпринимательским идеям».
«Большая тройка» антикризисных мер, разработанная Борисом Дубровским, предполагает поддержку малого и среднего бизнеса, точечную помощь системообразующим предприятиям и стимулирование ипотечного спроса для поддержания стройкомплекса. Подробнее о программе, предложенной на заседании антикризисного штаба, читайте в рубрике «Социальная ответственность» на нашем сайте.
Реальные рычаги поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), разработанные за последнее время, Александр Гончаров перечислил на трибуне областного парламента. Во-первых, серьезное значение для предпринимателей в 2015 году приобрело решение не вводить в Челябинской области налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Во-вторых, существенно переработан закон о патентной системе, в третьих – наш регион первым в стране принял закон о так называемых налоговых каникулах. Наконец, в Госдуму недавно был направлен законопроект об отмене ответственности за задержку налоговых платежей по патенту.
«В прошедшем году мы провели работу по нескольким направлениям, в том числе вместе с губернатором Борисом Дубровским, который лично курирует проблему преодоления административных барьеров с помощью специально созданного штаба, – рассказал Александр Гончаров. – Благодаря этой работе руководители муниципалитетов начали понимать, что малому бизнесу мешать не надо. Только при обоюдной заинтересованности мы изменим отношение к бизнесу и создадим благоприятный предпринимательский климат».
Борьба с волокитой – на контроле глав
В свою очередь, заместитель председателя Заксобрания региона Семен Мительман поддержал уполномоченного, гарантировав бизнес-сообществу Южного Урала поддержку на законодательном уровне. При необходимости инициативы и предложения предпринимателей будут рассмотрены в Госдуме, что уже происходило в прошедшем году.
«Совместно с бизнес-омбудсменом наш профильный комитет ЗСО регулярно рассматривает проблемы, которые возникают у предпринимателей. Если они носят законодательный характер, то мы отправляем наши инициативы на рассмотрение в Госдуму либо рассматриваем на Заксобрании», – добавил Семен Мительман.
Для выполнения поставленных задач Александр Гончаров предложил усилить работу администраций по работе с обращениями предпринимателей. Основной поток жалоб как раз связан с волокитой со стороны чиновников низшего уровня, которые нарушают регламенты и затягивают сроки выдачи разрешений на тот или иной вид деятельности.
«С этим можно бороться только методом личного контроля со стороны руководителей муниципалитетов, – считает уполномоченный. – В качестве мер наказания для нерадивых чиновников можно предложить возмещение ущерба, нанесенного бизнесменам, вплоть до возбуждения уголовных дел. Если не будут приниматься такие методы воздействия, ситуация не изменится».
В 2014 г. в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чел. обл. поступило 170 обращений с проблемами бизнесменов. По сравнению с 2013 годом рост составил 70%, 81% из которых были успешно решены. В сравнении с соседними регионами показатели Южного Урала выглядят оптимистично. Так, за такое же время в Свердловской области обработали 116 обращений, в Тюменской – 136, в Курганской – 39.
С ним согласился вице-председатель совета челябинского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Денис Константинов. На его взгляд, искоренить бюрократию вполне реально.
«Неопределенности с землей под нестационарные объекты бросают тень на отношения бизнеса и власти, – рассуждает специалист. – Когда с малым бизнесом не считаются, благоприятного предпринимательского климата не достичь. Кардинально отношение поменяется, когда у нас даже такой объект как киоск можно будет передавать по наследству. Существующую практику необходимо искоренять. Во всем мире применяется цивилизованный подход, который позволяет заранее рассчитать количество нестационарных объектов еще на стадии территориального планирования. Думаю, что такая модель должна применяться и у нас».
В развитие этой мысли Александр Гончаров обратился к руководителям муниципалитетов Южного Урала с просьбой отложить на год вопрос о сносе нестационарных объектов торговли – киосков и мини-рынков. В сложных экономических условиях социальная роль таких объектов многократно усиливается.
«Мораторий на снос относится только для законно оформленных объектов торговли, – уточнил Гончаров. – Сегодня идет борьба с мини-рынками и киосками, что позволяет ритейлу вести какую угодно ценовую политику. Они могут самопроизвольно поднять цены на продукты, ссылаясь на те или иные обстоятельства. Уволившимся людям некуда устроиться на работу. Когда в 90-х случился кризис, открывались небольшие киоски и магазинчики, они стали развиваться, кто-то ушел из этой сферы, но это позволило людям заработать и пережить трудное время».
Основные выявленные нарушения прав предпринимателей касаются земельных отношений; выдачи разрешений на строительство; торговой деятельности; исполнения требований федерального закона №159 о реализации права выкупа арендуемого имущества, налогообложения.
По мнению сопредседателя регионального отделения ОНФ Александра Калинина, уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес станет толчком для экономической активности, инвестирования средств в производство, что в конечном счете приведет к росту дохода бюджета Челябинской области
«Если у предпринимателя в той же Агаповке останется больше денег, он будет развивать свой бизнес, покупать оборудование, повысит оплату труда сотрудников, – полагает Александр Калинин. – Давайте поможем хотя бы тем, что будем меньше изымать у малого и среднего бизнеса средств».
На данный момент в Челябинской области зарегистрировано около 200 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, совокупный оборот средств внутри предприятий превышает 1,7 триллиона рублей. МСБ является работодателем для трети экономически активного населения. Инициативы главы региона получили широкую поддержку предпринимательской и научной общественности.
«Данная мера оправдана, так как с помощью малого и среднего предпринимательства прежде всего решается социальная задача региона – это обеспечение рабочими местами. С точки зрения экономики основную нагрузку в пополнении бюджета берет на себя крупный бизнес», – считает директор Челябинского филиала финансового университета при правительстве РФ Анатолий Якушев.
Федеральный центр добавил средств
Отметим, что после отчета Александра Гончарова Челябинской области было выделено 406 миллионов рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства. Соответствующее постановление премьер-министра страны Дмитрия Медведева было опубликовано на сайте правительства РФ 1 апреля. Эти средства будут способствовать увеличению капитализации государственных и муниципальных программ по развитию МСБ.
«Распределение субсидий было подготовлено из расчета доли постоянного населения в субъекте Федерации на 1 января отчетного года, уровня бюджетной обеспеченности и эффективности реализации мероприятий субъектом Федерации за счет субсидии, предоставленной в 2013 году, по состоянию на 1 октября 2014 года», – уточнили параметры выделения финансовой помощи в кабмине.
На последнем заседании антикризисного штаба губернатор дал поручение экономическому блоку правительства и муниципальным главам проработать конкретный механизм администрирования бюджетных средств. Главная задача, поставленная Дубровским, – максимально эффективное освоение денег и работа на результат. Руководителям городов и районов необходимо привлечь максимальное число предпринимателей к получению субсидий, «разрекламировать» возможность получения помощи.
С поддержкой малого и среднего бизнеса как ключевой антикризисной мерой полностью согласен и декан факультета экономики и управления ЮУрГУ Игорь Баев. «Конечно, это самое главное на сегодняшний день направление, – убежден эксперт. – Это и повышение занятости, и в определенном смысле импортозамещение, и начало инновационной деятельности, которая в малом бизнесе тоже должна присутствовать».
«Для малого и среднего бизнеса важна и нужна любая поддержка, но при этом она должна быть эффективна. Предпринимательство – это наш резерв, наш потенциал», – подытожил Александр Гончаров.
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru