Длительный период неблагоприятных метеоусловий в Челябинске и сопутствовавший им в некоторые дни смог пробудил в жителях города повышенный интерес к состоянию окружающей среды, а областные власти и контролирующие органы – к реальным действиям по поиску источников выбросов вредных веществ. О том, что удалось сделать региональным властям на пути предотвращения загрязнения воздуха, а также о системе обращения с твердыми бытовыми отходами и формировании экологической культуры населения рассказала министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова.
– Ирина Александровна, тема выбросов этой весной оказалась очень актуальной для Челябинска. Какие меры приняты для улучшения ситуации?
– Треть первого квартала у нас были неблагоприятные метеоусловия (НМУ). В последнее время у меня сложилось впечатление, что в сознании жителей Челябинска совершенно четко связались НМУ и возникновение смога. НМУ – это метеорологические условия и не более того, но предприятия при объявлении НМУ обязаны выполнять определенные действия по сокращению выбросов. Если они их выполняют, то мы ничего не чувствуем, если не выполняют, то мы это чувствуем.
Чтобы выяснить, насколько обоснованы жалобы жителей, прокуратура организовала практически «ковровые» проверки. Надзорные органы, к которым относится и министерство экологии, руководствуются 294-м федеральным законом, защищающим предприятия от их внимания. На внеплановую проверку нужно получать специальное разрешение. Но, по просьбе губернатора, прокуратура инициировала проведение одновременных проверок всеми органами. Выяснилось, что ряд предприятий выполняют не все рекомендации в период НМУ, а есть и такие, которые вообще не предпринимает никаких мер в данном направлении.
– Удалось ли договориться с предприятиями о реальном снижении выбросов в атмосферу?
– Губернатор Борис Дубровский обратился к предприятиям с просьбой выполнять не только плановые (обязательные) мероприятия, но и дополнительные, которые бы позволили не допустить роста концентрации загрязняющих веществ. Крупные заводы откликнулись на этот призыв и в период НМУ сократили производство за счет переноса сроков капитального ремонта, приостановки деятельности отдельных цехов и других мероприятий. Возможно поэтому последний длительный период НМУ, который фиксировался с 27 марта по 6 апреля, мы удержались на уровне первой степени опасности, и концентрация вредных веществ в воздухе не была превышена. Мы выявили только повышенное содержание пыли на одном из перекрестков города. В этом году особенно высока запыленность улиц. Это может быть связано с малоснежной зимой и отсутствием осадков в весенний период.
– Будут ли пересмотрены критерии определения НМУ по предложению властей Челябинска?
– Прогнозирование НМУ – компетенция федеральных органов. Синоптики составляют прогнозы на основании определенных методик и многолетних наблюдений, принимая во внимание множество факторов и показателей. Так, гидромет, прогнозируя НМУ, учитывает не только силу и направление ветра в приземном слое, но и на высоте. Сегодня они приняли во внимание определенные замечания и пожелания.
Стоит отметить, что крупные предприятия заказывают прогноз НМУ конкретно для своей территории. В городе несколько промышленных зон, и для какого-то конкретного предприятия неблагоприятные метеорологические условия могут и не установиться.
– Как планируется совершенствовать систему мониторинга состояния воздуха в Челябинске?
– В периоды НМУ мы привлекали мобильную лабораторию для мониторинга состояния воздуха в пределах города. Но отбора проб непосредственно от источников выбросов мы не делали. Сейчас по поручению губернатора формируется лаборатория при министерстве экологии, возможности которой гораздо шире. Лаборатория должна появиться до конца года. Необходимо получить аттестацию, принять и подготовить специалистов, разработать методики исследований.
– Какова сегодня система обращения с отходами в Челябинской области?
– Челябинская область в год вырабатывает 90 миллионов тонн отходов. Из них только 2% – это твердые бытовые отходы. На сегодняшний момент задача по организации обращения с ТБО лежит на муниципалитетах. Система обращения с отходами соответствует финансовым возможностям, которые есть у муниципалитета. Строительство полигона – мероприятие дорогостоящее, у местных средств на это явно недостаточно. И до сегодняшнего дня больших подвижек в решении вопроса обращения с ТБО не наблюдается. В рамках областной программы выделены субсидии муниципалитетам на реализацию полномочий в области обращения с отходами в Сатке, Карабаше и Челябинске. В Челябинске велось проектирование полигона для ТБО, которое еще не завершено. В Карабаше рекультивирована старая свалка, располагавшаяся в пойме реки Сак-Элга, являющейся притоком реки Миасс. Проведенные работы позволили исключить попадание загрязненных паводковых и дождевых стоков с территории свалки в питьевой источник областного центра – реку Миасс, а также реализовать проект нового полигона.
Со следующего года вопросы обращения с отходами перейдут в ведение областных властей, и они будут решаться несколько по-другому. Однако бюджетных вложений, способных полностью решить проблему по всем муниципалитетам, просто нет. Поэтому речь идет о поиске и привлечении инвестора, который бы был заинтересован не только в строительстве, но и в эксплуатации, содержании инженерных сооружений. Интерес инвестора – в окупаемости и получении прибыли за счет установленных тарифов за услуги по утилизации. Отдельные муниципалитеты пытались идти по этому пути, но успешного примера в области нет. Инвесторам интересны густонаселенные территории с большим объемом отходов: Челябинск, Магнитогорск и прилегающие к ним территории.
– На каком этапе находится внедрение раздельного сбора мусора в Челябинской области сегодня?
– Для внедрения раздельного сбора мусора необходима не только готовность жителей, но и готовность инфраструктуры. Отсортированные отходы необходимо раздельно вывозить, направлять на переработку. Сегодня в регионе существуют мощности по переработке. В ряде территорий был опыт внедрения раздельного сбора мусора. Но эти пилотные проекты не охватывали города целиком. Магнитогорск ставил оранжевые сетчатые контейнеры для металлической, стеклянной и пластиковой тары. В Копейске были установлены контейнеры двух цветов: зеленые – для сухих, пригодных для переработки, отходов, серые – для влажных, нуждающихся в дальнейшем захоронении.
Мы понимаем, что нужно не только строить полигон ТБО, но и развивать мощности по сортировке, мусороперегрузке. Бытовые отходы, оставшиеся после сортировки, будут брикетироваться и захораниваться на подготовленной площадке.
Важным моментом, который необходимо учитывать при формировании системы обращения с ТБО – это сокращение количества отходов, поступающих на конечное захоронение. В Златоусте провели эксперимент по сортировке мусора и получили достаточно хорошие результаты. Объем конечных отходов уменьшился от первоначального до 10-15%. Такие пилотные проекты позволят грамотно сформулировать задание инвестору. Чем больше мы сокращаем объем отходов, тем меньшей емкости нужен полигон, тем меньше средств мы можем затратить на его строительство, и тем ниже будет тариф на захоронение отходов. При благоприятном развитии событий строительство полигона ТБО на подготовленном участке будет не очень длительным. Полигон у Челябинска может появиться уже в 2017 году. Тогда закроется городская свалка, и станет возможна ее рекультивация.
– Когда новый полигон для ТБО появится в Челябинске? На каком этапе реализации находится этот проект?
– В первую очередь Челябинску необходимо определиться с земельным участком под строительство полигона. Законодательство запрещает размещать полигоны ТБО на территории населенных пунктов. Город столкнулся с необходимостью выбора площадки на территории других муниципальных образований.
Предполагаемый участок под полигон нужно обследовать и на нем спроектировать объект. В Челябинске достаточно долго оформлялся этот участок. Сейчас происходит дополнительное обследование, доработка проекта. Важно понимать, что теоретически возможность строительства полигона есть на любом участке, различна только цена вопроса. Все зависит от того, насколько сложными будут технологии, которые позволят обеспечит изоляцию размещаемых отходов от подземных вод. На мой взгляд, для Челябинска возможно использование не одной площадки под строительство полигона, так как город «разбросан», а прилегающие к нему территории густо заселены.
– Стало ли меньше жалоб от южноуральцев на несанкционированные свалки ТБО? Планируется ли усиление работы в этом направлении?
– Число обращений по несанкционированным свалкам не уменьшилось. Возможно это связано с тем, что не слишком хорошо продумана логистика мест размещения ТБО для населения. Так, например, если на территории населенного пункта недостаточно площадок или они неудобно расположены, жители сами выберут удобное для себя место, и это станет местом несанкционированной свалки.
Сегодня на ликвидацию несанкционированных свалок требуются деньги, силы и время. Мы можем пресечь образование нелегальных свалок и привлечь к ответственности нарушителей в момент, когда свалка только формируется. И в этом нам могут помочь простые южноуральцы. Если они видят, что на каком-то этапе происходит образование свалок, нужно немедленно сообщить нам или в муниципалитет. Формировать сознательность можно разными способами, в том числе и с использованием инструмента наказания. Другое дело, что это не должно стать основным инструментом. Необходимо и воспитывать подрастающее поколение.
– На ваш взгляд, происходит ли изменение в сфере формирования экологической культуры населения? Можно ли сегодня сказать, что новое поколение южноуральцев меняет отношение к теме утилизации ТБО?
– Если судить по количеству образованных несанкционированных свалок, то ситуация не очень поменялась. Если судить по активности населения молодого и среднего возраста, а мы видим примеры молодежных движений, которые пытаются решить экологические проблемы, то процесс формирования культуры идет. Всегда показательно, когда есть конкретные дела. Например, представители экологического фонда «Моя планета» обнаружили несанкционированную свалку ртутных ламп в Челябинске. Движение «Сделаем!» готово заниматься ликвидацией свалок и просветительством. Любое общественное объединение, которое ставит целью показать пример, работает в направлении формирования культуры в сфере экологии.
Одно дело, когда пальцем грозит старший, а другое – когда молодые люди, вступающие в жизнь, занимают активную позицию. Наверное, можно говорить, что тенденция изменения уровня культуры присутствует, но работать в этом направлении надо еще много. Останавливаться явно рано, тенденция – это еще не изменение.
Фото: Фото Олега Каргаполова