3 июня в Изумрудном зале конгресс-отеля «Малахит» состоится открытие выставки молодых челябинских художников, принявших участие в новом проекте сайта 74.ru «Арт-весна – 2015». 8 июня выставка переедет в Каминный зал Союза художников России. У наших читателей есть возможность высказать свое мнение о работах участников в форуме нашей рубрики «Арт-весна – 2015». К проекту присоединились художники, окончившие известные российские вузы: Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Штиглица и Красноярский художественный институт. Работы Павла Сорокина, Сергея и Екатерины Колесовых были отмечены на многих выставках в городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Все трое являются членами Союза художников РФ.
Павел Сорокин: любовь к «Мухе» я унаследовал от отца
Павел Сорокин сегодня живет и работает в Санкт-Петербурге, недавно вступил в Союз художников России. Он, как и его отец, известный челябинский художник Вячеслав Сорокин, окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (до 1994 года – Мухинское училище, а потому и сегодня именуемую художниками «Мухой»).
«Поступать в «Муху» всегда было непросто, – говорит Павел. – Надо было серьезно готовиться. Но мне повезло – поступил с первого раза. Причем ни на какие подготовительные курсы не ходил».
По словам Павла Сорокина, отец оказал влияние не только на выбор профессии, но и на выбор направления в ней: «Курса с третьего в Челябинском художественном училище я увлекся монументальной живописью и решил, что в академию буду поступать именно на это направление. Какое-то время влияние отца сказывалось и на моих работах, сегодня этого уже нет, конечно».
В «Мухе» Вячеслава Сорокина хорошо помнили и к Павлу отнеслись с большим интересом и вниманием. Заниматься росписью православных церквей и соборов Павел начал еще в студенческие годы. После окончания академии расписывал главную колокольню Саровского Свято-Успенского мужского монастыря, Храм Зосима и Савватия в Сарове, Церковь Троицы Живоначальной в Копосово (Нижний Новгород). Заказов, по словам художника, много и сегодня.
«Тем не менее все свободное время стараюсь заниматься творчеством, иначе нельзя, время для творчества надо находить всегда, – убежден Павел Сорокин. – Выезжаем с ребятами на пленэр за город, на недельку хорошей погоды. Если говорить о творчестве, то сегодня я больше увлечен графикой. В искусстве ХХI века появляется множество новых направлений, даже трудно за всем уследить, но я остаюсь поклонником классического искусства».
В числе последних выставок Павла Сорокина – выставка монументального искусства в Петербурге. В настоящее время он участвует в конкурсе предстоящей выставки современного искусства, которая также состоится в Петербурге. Планирует персональную выставку в Челябинске.
«Слежу на выставках за появлением работ этого молодого художника не беспристрастно, – говорит о Павле Сорокине известный российский искусствовед Галина Трифонова. – Павел сын художников, его отец – талантливый художник-монументалист Вячеслав Павлович Сорокин – рано ушел из жизни. Нравится в рисунке сына его бесстрашие перед большой плоскостью; то, как он чувствует энергию графического пространства. В его ранней живописи, несколько растрепанной и «мазистой», но не вялой, отчетливо прочитываются кумиры, но это не рабское подражательство. Хочется верить, что перспектива обретения собственных творческих координат во всем – есть».
Сергей Колесов:у челябинских художников шикарные условия
Сергей Колесов – однокашник Павла Сорокина и по художественной школе, и по Челябинскому художественному училищу. «Только в училище Павел был в группе живописцев, а я поступил на дизайн, – говорит Сергей. – Мы дружим по сей день. После окончания ЧХУ Павел уехал поступать в Петербург, а я – в Красноярский художественный институт. На мой взгляд, в России есть только три центра, где можно получить качественное высшее художественное образование, – Москва, Петербург, Красноярск».
Сергей Колесов тоже из семьи художника – графика и живописца Евгения Колесова, автора замечательных, светлых, оптимистичных произведений, награжденного медалью «Во имя жизни на земле».
«Кстати, это папа хотел, чтобы я стал художником, а я в силу своего юного возраста сопротивлялся, как мог, – улыбается Сергей. – Однажды он, поняв, что в художественную школу я хожу без особого энтузиазма, вдруг предложил: «Решай сам, будешь ходить в школу или нет». Но когда я сделал выбор: «Не буду», – расстроился. Вероятно, ждал другого ответа. И я перестал заниматься в художественной школе. Но после 10 класса летом мы с отцом заговорили о том, куда буду поступать. А я чем только не занимался к тому времени: археологией, журналистикой, психологией, архитектурой… И вдруг я решил, что нужно снова начать рисовать. (Смеется.) В результате поступил в художественное училище. И уже там окончательно понял, что это мое».
О Красноярске и своих институтских преподавателях Сергей вспоминает с теплотой. Но после окончания института вернулся в родной Челябинск.
«Потому что здесь меня ждали, здесь была мастерская, здесь живут мои родители, – объяснил он свое решение. – В Красноярске сегодня получить мастерскую просто невозможно, город отобрал мастерские у художников и распорядился ими по своему усмотрению. В Челябинске в этом плане у художников просто шикарные условия».
Вернулся Сергей в Челябинск не один. Его жена – Екатерина Колесова – тоже художник.
«Строгий аскетизм черного и белого, чувство формы и стиля этого молодого профессионального художника зафиксированы в узнаваемых авторских графических работах, неизменно присутствующих в экспозициях уральских выставок в течение последних пяти лет, – подчеркивает искусствовед Галина Трифонова. – В зафиксированной статике достигнутого ощущается потребность нового движения».
Екатерина Колесова: графика у меня керамична, а керамика графична
Екатерина родом из Красноярского края. В детстве тоже занималась в художественной школе. «Но родители, напротив, постоянно убеждали меня, что профессия художник – это несерьезно, – говорит она. – Папа привел в спорт, я долго занималась плаванием. Однако в 9 классе решила вернуться в художественную школу. Вместо того, чтобы всерьез готовиться к экзаменам в общеобразовательной, с утра до вечера сидела на занятиях в художественной школе».
Сначала Екатерина решила поступать на дизайнера одежды: «Но вскоре поняла, что шить я научусь всегда, а вот художником там не стану никогда. Забрала документы и год ходила на курсы при Красноярском художественном институте, а затем успешно поступила на отделение керамики. Там мы и познакомились с Сергеем».
Сейчас Сергей и Екатерина Колесовы оба занимаются не только графикой, но и керамикой.
«Я вступала в Союз художников России как график, с керамикой начала работать позднее, но сейчас занимаюсь и графикой, и керамикой, для меня это неразрывно, – говорит Екатерина Колесова. – У меня иногда графика керамична, а керамика графична. Это неразделимые для меня жанры».
В 2013 году Сергей и Екатерина получили гранты от Союза художников, на эти деньги купили печку для обжига керамики и начали изготавливать изразцы. По их словам, это неплохо кормит. Параллельно Сергей зарабатывает графическим дизайном, ведь это его специальность.
Графика же, по словам Колесовых, стала для них чистым искусством.
«Хотя времени на чистое искусство остается совсем немного, – грустно улыбается Екатерина. – Порой работаем по 20 часов в сутки круглую неделю. Но нам повезло, ведь и зарабатываем мы только творчеством. Правда, чаще всего то, что делаем на заказ, кардинально отличается от того, что мы выставляем».
Сергей и Екатерина Колесовы участвуют во всех выставках регионального отделения Союза художников в Челябинске, а также принимали участие в выставках в Красноярске, Ханты-Мансийске, Уфе, Тюмени, Москве.
Их персональная выставка состоялась в Челябинске 2010 году.
«Это была не только наша совместная с Екатериной выставка, но в ней принимал участие и мой отец, – рассказал Сергей. – Семейная выставка получилась. Папа мой – график, но занимается и живописью. Поэтому выставка стала сочетанием живописи, графики и керамики. Все мы очень разные, и, как выяснилось, хорошо дополняем друг друга. Многие говорили, что выставка получилась очень гармоничной».
«Интереснее всего наблюдать, как происходит кристаллизация собственного взгляда молодого художника на мир, формирование индивидуального творческого почерка, поиск своего неповторимого языка, – сказал о работах Екатерины Колесовой художник и преподаватель, эксперт нашего проекта Игорь Ли. – Словно в общем котле идет процесс переваривания, переосмысления, образуется сплав живых впечатлений с фантазиями, традиций классического искусства с опытом новаторов минувшего века, экзотических мотивов далеких стран с незатейливым содержимым дедушкиного сарайчика».
Фото: Фото Ирины Созыковой