Жители области регулярно жалуются на растущие цены на бензин и вместе с тем плохое качество топлива. Однако специалисты считают, что у южноуральских автомобилистов нет для этого поводов: стоимость горючего в регионе самая низкая в УрФО, сообщила на пресс-конференции 27 мая заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Рысева. Детально о ценах на нефтепродукты и их качестве – в материале Chelyabinsk.ru.
Говоря о всегда актуальном вопросе образования розничных цен на нефтепродукты и претензиях потребителей, связанных с высокой стоимостью топлива даже при падении цен на нефть, Елена Рысева отметила, что сегодня Челябинское УФАС ведет еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты крупных игроков рынка.
«С учетом того, что цены могут отличаться в разных точках области, к примеру на окраинах и в центре, то мы выбрали АЗС с учетом этого параметра, – рассказала представитель УФАС. – И результаты мониторинга, в том числе последнего, говорят о том, что наши цены сопоставимы с ценами в других регионах. Причем в УрФО у нас самая низкая цена как на популярный 92-й бензин, так и на 95-й, и на дизтопливо».
По мнению Е. Рысевой, в целом претензии потребителей на то, что цена на нефть падает, а на бензин – нет, не совсем обоснованы, так как чистая цена именно самой нефти в нашем бензине составляет всего 10%. Остальное – налоги, акцизы и прочие издержки.
Для примера Елена Рысева привела конец прошлого года, когда цены на нефть на мировом рынке резко упали, а бензин подешевел всего на 50 копеек. «Стоило ожидать большего падения, но за счет так называемого налогового маневра, выразившегося в увеличении налога на добычу полезных ископаемых, существенного падения розничных цен не произошло, – объяснила эксперт. – Кроме того, в Челябинской области нет заводов, нет нефти, поэтому мы не являемся ценообразующим регионом. Мы же, УФАС, можем повлиять на цену, если усмотрим сговор или иное нарушение антимонопольного закона, но таких предпосылок нет».
Начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков челябинского УФАС Юлия Пузанкова при этом отметила, что доскональный анализ проводится даже при малейшем завышении цены, в том числе по заявлениям граждан.
Игрок рынка, гендиректор ООО «Экодизель» Алексей Савинков в ответ на посыл антимонопольщиков о том, что цены складываются из различных экономических составляющих, заявил, что и в Челябинской области, и в России в целом ценообразование в этой отрасли не имеет никакого отношения к экономике и не поддается логике.
«У нас можно сказать, что вообще цена нефти на мировом рынке и цена на бензин не связаны, – заявил Савинков. – Вот вы говорите про наличие остатков от закупа по дорогой цене, которые и продают так же дорого, несмотря на тенденцию к снижению на мировом рынке. Но почему дорогие старые остатки у всех бывают, а дешевых нет ни у кого. Почему при этом, даже если где-то на бирже цена на нефть чуть вырастет на сутки, стоимость бензина у нас растет мгновенно?»
Бизнесмен также добавил, что в сегодняшних реалиях невозможно спрогнозировать, будут ли цены расти или же падать. «Как захотят вертикально интегрированные компании (крупные игроки, такие как «Газпром», «ЛУКОЙЛ». – Прим. автора), так и будет, – сказал Савинков. – Частного небольшого бизнеса у нас в этом сегменте практически нет. Мы похоронили розницу два года назад. Даже если вы видите какую-то новую заправку, то это вывеска – не более».
Треть контрафакта
«Сегодня качество топлива оставляет желать лучшего, так как фактически оно сводится к нулю, – заявила начальник челябинского филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе» Нина Скиндер (учреждение, подведомственное Минэнерго РФ, по заявлениям занимается проверкой качества топлива. – Прим. автора). – Обусловлено это тем, что в России с 2005 года нет надзорного органа в этой сфере, каким до этого была Роснефтьинспекция. Мы можем проверять топливо только по заявлениям самих операторов, радеющих за свою репутацию, либо по обращениям граждан с конкретными пробами. Мы также не можем вносить какие-либо предписания, кроме как направить информацию в министерство».
Начальник отдела проверки теплотехнических средств измерений Центра стандартизации Александр Устьянцев сделал акцент на таком понятии, как правильность налива. Нередко заправки, особенно мелкие и те, кто работает по договору аренды с крупными игроками, грешат тем, что недоливают бензин, таким образом экономя. Делается это путем срыва пломбы с колонки.
По словам Скиндер, из тех проб нефтепродуктов, что поступают к ним, оказывается 30-40% контрафакта. Чаще всего в бензине завышено октановое число или экологический класс (сегодня в России разрешен к применению четвертый и пятый. – Прим. автора). Ничего страшного, если производитель указал пятый класс, а при проверке выяснилось, что он четвертый. Гораздо хуже – когда сталкиваешься с третьим и вторым, где очень велико содержание серы.
«Чаще всего грешат этим мелкие производители – нефтеперерабатывающие заводы, которые делают топливо из газоконденсата, – пояснила Скиндер. – В свою очередь следить за тем, что получают с завода и продают людям, стараются в основном крупные операторы. А небольшие частные заправки порой готовы купить бензин подешевле, соответственно сомнительного качества».
Нина Скиндер посоветовала АЗС регулярно сдавать топливо на анализ, поскольку оно может испортиться уже в ходе эксплуатации. К примеру, если свежий завоз с одного завода дольют к остаткам от другого производителя.
Уполномоченный представитель уральского региона Федерации автовладельцев России (ФАР) Виталий Лобода согласился с предыдущим экспертом в том, что при заправке стоит отдавать предпочтение известным фирмам. Это показал и рейд организации, по результатам которого больше брака было выявлено именно у частников.
По словам экспертов, на каждой АЗС есть так называемое смотровое окно, и можно попросить налить в него бензин из той же колонки, из которой вам залили в бак. Насторожить должна однородность цвета и резкий нехарактерный запах. Также для определения качества на бытовом уровне можно использовать тест-полоски, продающиеся в автомобильных магазинах.
«При этом южноуральцам не стоит отчаиваться, перегибов в плане качества у нас нет, – сказал Алексей Савинков. – Все топливо среднее, тогда как в других регионах льют вообще невесть что».
Отметим, что с 1 июня прокуратура Челябинской области по поручению президента Владимира Путина начнет масштабную проверку АЗС и нефтебаз на качество топлива и соблюдение других норм.
Фото: Фото Олега Каргаполова и сайта Shutterstock.com