Челябинские композиторы провели заседание по сильно возмутившему их поводу – студент Красноярской академии музыки и театра заказал известному южноуральскому автору музыку для филармонического концерта, а получив ее, передал для исполнения оркестру Красноярской краевой филармонии под своим именем. Подробности – в материале Chelyabinsk.ru.
Стандартная ситуация
Встречаются случаи, когда крадут лишь фрагмент произведения, и истинный автор не сразу узнает об этом. Но в случае, о котором пойдет речь, все было сделано так, как будто бы будущий дирижер хора живет в параллельном мире или в далеком от Интернета прошлом. По словам настоящего автора произведения Алана Кузьмина, поступок студента Алексея Житова поражает откровенной наглостью.
Алан Кузьмин – композитор, член Союза композиторов России, доцент кафедры истории и теории музыки ЧГАКИ. Автор произведений разных жанров, в числе которых опера-фьюжн «Алхимик», арт-проект «Новое измерение», три симфонии, симфоническая поэма Ultima Thule, цикл «Трансценденция» для сопрано и оркестра на стихи Владимира Набокова, «.exe» для электрогитары, бас-гитары, фортепиано и ударных. Лауреат открытого Всероссийского конкурса «Хоровая лаборатория ХХI век. Музыка для детей и юношества».
А начиналось все так: некто Алексей Житов «набрел» в Интернете на личный сайт композитора Алана Кузьмина, где переслушал все его произведения. А затем нашел композитора в социальных сетях и затеял с ним переписку.
«Он представился дирижером из Красноярска, – рассказал композитор Алан Кузьмин корреспонденту Chelyabinsk.ru. – Сказал, что работает в Красноярском оперном театре, что ему очень понравилась моя музыка, и он хотел бы ее исполнить. Попросил выслать ему партитуры моих симфонических произведений, моей оперы-фьюжн «Алхимик», которую мы написали в содружестве с поэтом Константином Рубинским. Я ему все любезно отправил».
Не надо удивляться, что композиторы столь доверчивы. Пользователям Интернета хорошо известно, что сегодня у многих композиторов, поэтов, дизайнеров модной одежды есть свои личные сайты. На них можно познакомиться с творческими достижениями талантливых людей. Довольно часто композиторы сами высылают дирижерам свои произведения, чтобы они были исполнены тем или иным оркестром. Автору важно, чтобы его сочинения исполнялись, а вопрос оплаты композиторского труда достаточно индивидуален. У оркестров или дирижеров не всегда есть средства, чтобы композиторский труд оплатить, но так или иначе это вопрос решается цивилизованно.
«И у меня таких случаев немало, – продолжает Алан Кузьмин. – Но после исполнения моих произведений в том же Интернете всегда появляется информация о концерте, дирижеры присылают мне афиши этих концертов, видеозаписи. Не только для меня, но и для моих коллег это стандартная ситуация».
Все не так
Однако на этот раз все было не так. Только композитор не сразу это понял.
«Прошло какое-то время со дня нашего знакомства посредством Интернета, и Алексей Житов предложил мне написать произведение для исполнения на филармоническом концерте, который состоится 21 мая в Красноярской краевой филармонии, – рассказывает Алан Кузьмин. – Что музыку исполнит оркестр Siberian Percussion, а он будет дирижировать. Мне его предложение показалось интересным, и я написал произведение с элементами рок-музыки, как просил Алексей, для электрогитары, бас-гитары, фортепиано и ударных инструментов. В процессе написания отправлял ему демонстрационные версии, получал ответы, что все нравится».
Произведение было написано. 29 апреля состоялось заседание кафедры истории и теории музыки ЧГАКИ. Алан Кузьмин представил произведение коллегам, и они рекомендовали его к изданию. Затем партитура была отослана в Красноярск.
Но когда композитор попросил Алексея Житова рассказать о предстоящем концерте, тот сказался занятым и обещал написать позднее. Не захотел он рассказать и о том, как идут репетиции. Что оставалось автору музыкального произведения? Пойти в Интернет, где он нашел афишу концерта 21 мая.
«Концерт назывался «Искусство и насилие» в рамках фестиваля «Искусственный разум», – продолжает Алан Кузьмин. Но дирижер указан другой, а Алексей Житов обозначен как один из композиторов. Моего имени в афише не было. Я написал об этом Алексею Житову, он ответил, что все в афише перепутали, что все там не так. Попросил номер моего телефона, позвонил, извинялся, как школьник. Обещал прислать правильную афишу и видеозапись концерта».
Не появилось никакой информации в Интернете об исполнении музыки Алана Кузьмина и после 21 мая, хотя Алексей Житов написал после концерта: «Все прошло здорово! Как будет запись, сразу напишу. Все довольны. «Браво» кричали».
Через друзей Алан Кузьмин вышел на исполнителей музыки и узнал, что его произведение было исполнено как сочинение Алексея Житова, который действительно его продирижировал.
«Я всего ожидал, но не думал, что в современных медийных условиях, когда в Интернете отражается любой чих, человек может пойти на такое вероломство – другого слова не подберу, – возмущен Алан Кузьмин. – Как выяснилось при общении с исполнителями, в моем произведении не было изменено ни одной ноты, даже название сохранено. Честно говоря, мне трудно понять логику этого человека. Такого не было не только в моей практике, но в практике всех композиторов, с которыми я общаюсь».
Письмо от Союза композиторов
Алан Кузьмин познакомился с главным дирижером оркестра Siberian Percussion Сергеем Газизулиным, который рассказал, что Алексей Житов задолго до концерта обратился к нему с предложением исполнить написанную им музыку и продирижировать ее. И получил согласие. А затем выдал произведение Алана Кузьмина за свое собственное и встал за пульт дирижера.
В настоящее время Челябинское отделение Союза композиторов подготовило письмо, в котором, в частности, говорится: «Опираясь на имеющиеся у нас факты, мы вынуждены констатировать присвоение А. Житовым сочинения А. Кузьмина как интеллектуальной собственности, что преследуется Уголовным кодексом РФ (статья 146, часть 1). Сочинение создавалось в период март-апрель 2015 г. и отправлено по электронной почте А. Житову (вся интернет-переписка, черновики композитора сохранены и заверены нотариально, копия переписки прилагается). Челябинское отделение Союза композиторов России запротоколировало акт создания и предварительного прослушивания сочинения А. Р. Кузьмина «.exe» апрелем 2015 г. Композитор зарегистрировал его в РАО, и оно находится на выпуске издательства под Международным номером ISMN 979-0-706358-85-7.
Данная ситуация является беспрецедентной для нашей организации. Никогда еще партнерские отношения между коллегами-музыкантами, которые мы практикуем, не были так извращены. А в руках красноярского «композитора» есть и другие сочинения Алана Кузьмина как симфонические, так и оперные, которые он попросил для исполнения. И кто знает, как они будут использованы, под чьим именем они прозвучат. Молодой человек не понимает, что результаты творческого труда профессионалов четко фиксируются и на документальном, и на экспертном уровне. Любая авантюра здесь противозаконна».
Сегодня подготовлены все документы для обращения в суд, который состоится, если Алексей Житов не сознается в содеянном и не примет выдвинутые региональным отделением Союза композиторов условия: «Считаем целесообразным разбор аморального поступка студента А. Житова в стенах вашего учебного заведения и принесения публичных письменных извинений (в Интернете на сайте Челябинского отделения СК России) композитору А. Р. Кузьмину. В противном случае А. Р. Кузьмин будет вынужден решать вопрос в судебном порядке. Надеемся, что вы поможете решить этот вопрос. На наш взгляд, действия А. Житова дискредитируют не только один из ведущих вузов России, но и все музыкальное сообщество Урала и Сибири».
Все документы в настоящее время отправлены на имя ректора Красноярской академии музыки и театра Константина Якобсона, потому что теперь у Алана Кузьмина нет никакого доверия к человеку по имени Алексей Житов.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Фото: Фото из архива Алана Кузьмина, Africa Studio с сайта Shutterstock.com