Дней десять назад в Челябинске случился пожар, который вызвал немало вопросов. 8 августа в центре города горело здание бывшего элеватора. Прибывшие на место огнеборцы быстро справились с возгоранием. Ничего существенно не пострадало. Обошлось без жертв и даже ранений. Казалось бы, «инцидент исперчен», но в голову приходят самые разнообразные мысли. И все почему-то негативные.
Во-первых, почти сразу выяснилось, что пожар оказался неслучайным. Его причиной стала не шалость подростков или бомжей, давно облюбовавших заброшенное строение в поисках приключений и ночлега. И даже неисправность электропроводки ни при чем, поскольку полуготическое-полумодерновое здание давно уже обесточено. Результатом пожара стал банальный поджог.
Особого ущерба огонь не причинил: сгорел лишь деревянный забор, коим был защищен вход в здание, да прилегающая к нему территория. Так кому же и зачем понадобилось поджигать пустующее с середины 90-х годов прошлого столетия строение?
Для ответа на этот вопрос стоит чуточку заглянуть в историю. Прозябавший на задворках империи 20-тысячный Челябинск начал свое стремительное развитие лишь в самом конце XIX века, когда через город прошла Транссибирская магистраль. Город за несколько лет стал центром Великого шелкового пути, получив неофициальное название Ворота на Восток.
На местной бирже активно продавались чай, мясо, масло, древесина и особенно зерно. Столыпинские реформы всколыхнули развитие сельского хозяйства, резко выросли урожаи, через Челябинск пошли сотни составов с зерном. По торговле хлебом городская биржа быстро стала первой в России. И значит появилась необходимость где-то хранить зерно. Так в Челябинске в 1910 году началось строительство элеватора Государственного банка, который был открыт в спустя восемь лет.
В ту пору городские власти выделили для элеватора место на холме на самой окраине города. 40-метровое зернохранилище стало для Челябинска этакой Эйфелевой башней, видной из любой точки города. Вот только вряд ли градоустроители догадывались, что через какие-то сто лет место это станет самым что ни на есть центром города, где стоимость земли будет в сотни раз дороже хлеба.
Сегодня мало кто из горожан знает, что останки бывшего элеватора, сохранившего лишь свою центральную часть, – это памятник исторического и культурного наследия города. Зато многие понимают, что если на его месте построить, например, современную многоэтажку, то за ее квадратные метры можно выручить многие и многие миллионы шуршащих рублей.
А как же историческая память, воскликнет кто-то? Что рассказать детям, внукам или приезжим друзьям о родном городе? Не манкурты ж мы какие в самом деле…
Да бог с ними, историческими ценностями, отвечают им городские чиновники. Показывайте детям и друзьям торгово-развлекательные комплексы, редко работающие фонтаны, Кировку, да на хоккей сводите – и хватит с них!
А вдруг не хватит?
Удивительно, что в то время, когда президент России неустанно говорит о важности сохранения исторического наследия страны, о бережном отношении к прошлому, о необходимости восстановления былого величия страны, в ее отдельно взятом городе власти стараются не замечать культурных ценностей своей малой родины. И даже наоборот – будто способствуют уничтожению его памятных мест и достопримечательностей.
Только за последние пять-семь лет Челябинск навсегда потерял такие исторические объекты, как милые купеческие домишки на улице Труда (на пересечении с улицей Свободы), чудный особняк на улице Коммуны (в районе стадиона). Печальная участь ожидает заколоченный дом на перекрестке улиц Маркса и Цвиллинга. Теперь вот под вопросом оказалась судьба элеватора – признанного исторического памятника. (Как тут не позавидуешь нашим соседям-свердловчанам, которые бурно развивают Екатеринбург, превращая его в современнейший мегаполис, но при этом скрупулезно сохраняя все мало-мальские исторические достопримечательности родного города, особенно центральной его части).
Парадоксально то, что сегодня целые страны собираются вместе, чтобы воссоздать былые традиции, восстановить лучшее, что было в прошлом. Так, недавно состоявшийся в Уфе саммит ШОС подчеркнул стратегическую необходимость возобновления Великого шелкового пути, в деятельности которого Челябинску отводится отнюдь не второстепенная роль. И тем удивительнее, что сразу после этих судьбоносных решений в одном из главных символов города – элеваторе – вспыхивает рукотворный пожар…
Хотя на сегодняшний день у бывшего элеватора, как ни странно, есть хозяин. Да, земля, на которой он стоит, находится в ведении муниципалитета, но само здание принадлежит частной структуре. Которая, между прочим, имеет на развитие и восстановление строения большие виды.
В частности, план реконструкции здания элеватора, согласованный с городским управлением архитектуры, предусматривает обустройство в стенах бывшего элеватора культурно-делового центра с офисами, кафе и даже музеями, посвященными истории самого элеватора и города в целом. Эта идея понравилась не только архитекторам, призвавшим сохранить исторический облик здания, но и горожанам, которые на нескольких публичных слушаниях высказали свое одобрение новому проекту. И даже многие чиновники прониклись сочувствием к памятнику истории и культуры, поставив свои подписи под документом о возрождении заброшенного ныне строения. Но...
Не хватает нескольких ключевых подписей. И пока этих закорючек не будет на официальных бумагах, возможно все. Вплоть до новых пожаров. Или так и должно быть, и у нас без этого не бывает?
Впрочем, тема челябинского элеватора не так проста, как кажется на первый взгляд. Это разговор не только об истории Челябинска, но также о его культуре, социальном наследии, экономике и даже международной политике. Все эти аспекты требуют отдельного обсуждения. Как говорится, продолжение следует…
Фото: Фото из архива редакции