С 1 ноября стоимость проезда в общественном транспорте Челябинска вырастет с 15 до 20 рублей. Соответствующее решение приняли 27 октября городские депутаты. Какими доводами оперируют транспортники, какие плюсы в изменении тарифа видит председатель гордумы, кто будет отвечать за повышение цен – в материале Chelyabinsk.ru.
Согласно опросу 74.ru, 20,8% пользователей после подорожания проезда в общественном транспорте пересядут на маршрутку; 27,1% будут ездить, как и прежде, поскольку выбора нет; 25,6% намерены ходить пешком; 26,5% эта проблема не волнует. За сутки в опросе приняли участие свыше 1200 человек.
В ходе рассмотрения вопроса по региональным льготникам начальник городского управления транспорта Олег Козлов предложил сохранить действующий порядок проезда на основании социальной транспортной карты, а также определить новую схему ее использования:
новый порядок проезда льготников будет введен с 1 декабря;
он предусматривает право на неограниченное количество поездок при ежемесячном пополнении социальной транспортной карты на 450 руб. и на 15 поездок при пополнении карты на 220 руб.;
в Челябинске порядка 150 тысяч таких льготников, примерно 60 тысяч из них активно пользуются услугой;
на информирование горожан о новом порядке отведен месяц. За это время льготникам нужно сделать выбор из двух вариантов. Заявления будут приниматься в МФЦ, отделениях Челябинвестбанка, управлениях соцзащиты.
По предложению депутатов было определено, что ни одно решение не будет принято по умолчанию, без личного заявления, а также, что кондукторы в течение ноября будут разъяснять пассажирам новые правила проезда льготников. Кроме того, информация будет размещаться в салонах трамваев, троллейбусов и автобусов.
Приняв решение единогласно и почти без обсуждения, депутаты перешли к следующему пункту, который более всего встревожил горожан, – повышение стоимости проезда с 15 до 20 рублей.
«Принятие данного решения вызвано необходимостью, – подчеркнул Олег Козлов. – Это нормальная мера. Муниципальные транспортные предприятия на протяжении четырех лет активно проводили мероприятия, направленные на сокращение расходной части и оптимизацию производственных процессов, но общее увеличение тарифов на услуги привело к росту себестоимости одной поездки, а значит, не обойтись без повышения стоимости проезда».
При оплате наличными стоимость проезда в муниципальном транспорте с 1 ноября будет составлять 20 рублей; по безналу стоимость проезда по транспортной карте составит 18 руб. при внесении на карту 720 руб. и 19 руб. при внесении 380 руб.
Поскольку вопрос обсуждался не впервые, предварявшие заседание гордумы собрания постоянной комиссии по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре проходили в горячих спорах и конфронтациях депутатов с транспортниками. Отчасти это было связано со сложностью обсуждаемого вопроса, отчасти с тем, что конфликт между депутатами и управлением транспорта длится уже давно (по мнению депутатов, транспортники обычно приходят неподготовленными и каждый раз уверяют, что повышение стоимости проезда решит все их проблемы).
«У нас были различные варианты, транспортные предприятия предлагали повысить стоимость проезда до 25 рублей, приносили экономические выкладки. Чтобы найти наилучший вариант и осознанно принять такое непростое решение, мы создали рабочую группу, – напомнил председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров. – Повышение тарифа позволит на 300 миллионов сократить нагрузку на бюджет, мы сможем выполнять другие социальные обязательства, ведь деньги на погашение долгов транспортников снимались с программ развития, реконструкции дворовых территорий, программ по поселкам. Также проводится работа по оптимизации МУПов: например, по электрическому транспорту нашли порядка 40 миллионов неправильной платы за электроэнергию, эти деньги будут возвращены».
Вице-спикер гордумы Илья Мительман спросил начальника транспортного управления, готов ли тот лично отвечать за повышение тарифа: «Решение непростое, это больше всего ударит по кошелькам наших избирателей. Готовы ли вы нести персональную ответственность за результат?» Олег Козлов ответил «Так выбора нет».
В последний раз повышение стоимости проезда в Челябинске прошло в июне 2012 г. – с 12 до 15 рублей. Причиной была названа убыточность транспортных предприятий. До этого повышение цен на проезд прошло с 1 апреля 2008 г.: с 8 рублей стоимость выросла до 10 рублей за разовую поездку в троллейбусе и трамвае, до 12 рублей – в автобусе. Тогда чиновники аргументировали этот шаг возросшими расходами на топливо.
На этом обсуждение прекратилось, и депутаты перешли к голосованию. Из 45 присутствующих народных избранников против высказался лишь один. Депутат гордумы от КПРФ Константин Нациевский еще на первом заседании комиссии по экономике заявил, что будет голосовать против повышения стоимости проезда в пассажирском транспорте.
«Я не вижу системного подхода в деятельности транспортного ведомства, – утверждал депутат, – свидетельством тому – наши дебаты. Вводить повышение до 20 рублей с 1 ноября преждевременно, я буду голосовать против. Это непонятно населению, нужно провести подготовительную работу, разъяснить по проездным, иначе есть риск социального напряжения. Растут тарифы ЖКХ, цены в магазинах, и мы еще введем повышение стоимости проезда. Предлагаю отложить этот вопрос и провести необходимую работу».
В итоге он голосовал против повышения цены за проезд в одиночестве. Правда, после заседания в протокольном отделе уточнили, что против этого решения было два голоса, но затруднились уточнить, кто составил компанию Нациевскому.
Станислав Мошаров после заседания отметил, что изменение тарифа повлияет на изменение работы общественного транспорта – повышение комфортности, работу по расписанию, обновление подвижного состава парка трамваев и троллейбусов.
«Разработан комплекс мер в том числе по изменению маршрутной сети, мы должны сделать муниципальный транспорт удобным и комфортным, – подчеркнул спикер гордумы. – Теперь созданы экономические условия для нормальной работы. Под нормальной работой я подразумеваю транспорт, который приходит по расписанию, и ты знаешь, в какое время прийти на остановку. Необходима продуманная транспортная сеть».
Рабочая группа гордумы, которая работала 10 месяцев, по настоянию спикера будет отслеживать результаты экономической деятельности муниципальных предприятий, вести постоянный мониторинг ситуации. Первые итоги работы транспортников в новых условиях будут подведены в феврале следующего года, и, если они окажутся неудовлетворительными, депутаты поднимут вопрос о соответствии начальника управления транспорта и руководителей МУПов занимаемым должностям.
В управлении транспорта напомнили, что стоимость проезда оставалась неизменной в течение трех лет и сейчас является одной из самых низких среди городов-миллионников. Так, в Н. Новгороде, Казани, Самаре тариф на уровне 20 руб. установлен в 2013 г. В соседнем Екатеринбурге с 2012 г. стоимость одной поездки составляет 23 руб., в Москве – 50 руб., С.-Петербурге – 28 руб. При этом за три года рост тарифа на смазочные материалы составил 60%, дизтопливо подорожало на 35%, цены на теплоэнергию и электроэнергию выросли на 30% и 35%.
Фото: Фото предоставлено Челябинской городской думой