Что мы пьем, каково качество воды в Шершневском водохранилище – эту проблему челябинские ученые и общественники вынесли на обсуждение в рамках VI Международного форума-выставки «Изменение климата и экология промышленного города». Однако перспектива строительства Томинского ГОКа вблизи безальтернативного питьевого источника города-миллионника заслонила проблемы питьевой воды дня сегодняшнего.
ОВОС и ныне там
«Каждый год в рамках этого форума проводится конференция по качеству воды в водохранилищах промышленных городов Челябинской области, в том числе Шершневского водохранилища, – открыл дискуссию доктор технических наук, завкафедрой «Водоснабжение и водоотведение» ЮУрГУ Сергей Денисов. – Но в этом году тематика не устроила челябинских ученых, потому что в данное время острее всего перспектива строительства Томинского ГОКа. Это предприятие несет не только серьезные риски, угрожающие качеству воды в Шершнях, но и ставит под вопрос само существованию этого водоема».
Мнения и аргументы челябинских ученых и независимых экспертов по вопросу надвигающегося строительства горно-обогатительного комбината не раз приводились в материалах рубрики «Экология с пристрастием». На этот раз организаторы конференции пригласили к участию в разговоре представителей Русской медной компании, надеясь в процессе дискуссии быть услышанными.
Сергей Денисов в своем выступлении вновь назвал основные риски для Шершневского водохранилища, если горно-обогатительный комбинат будет построен. Это пыление от хвостохранилища, которое займет 800 гектаров, а количество отходов в нем в процессе обогащения медной руды составит более 600 млн тонн.
«Прогнозы экспертов, боюсь, не будут доказательны, – предположил Денисов. – Никакие ученые сегодня не скажут точно, что будет. Зато мы можем посмотреть, что есть. Аналогом, когда я говорю про пыление, беру пример Михайловского ГОКа, с сухой поверхности хвостохранилища которого сносится в атмосферу от двух до пяти тонн мелкодисперсной пыли в сутки. Таким образом, с учетом площади хвостохранилища Томинского ГОКа в Шершни попадет 2,2 миллиона кубических метров пыли с его водосборной территории. Из материалов исследований по Михайловскому ГОКу следует, что транспортировка пыли от хвостохранилища идет на 10 км, а водосборная площадь Шершневского водохранилища начинается уже в двух километрах от расположения элементов ГОКа. Поэтому можно предположить, что плоскостным стоком все будет принесено в Шершни».
К числу других рисков докладчик отнес техногенные аварии, приведя пример недавнего прорыва дамбы в Бразилии, когда токсичными отходами были затоплены все близлежащие населенные пункты и люди лишились не только жилья и имущества, но и остались без питьевой воды. Сергей Денисов напомнил также о прорыве дамбы в Учалах, когда без питьевой воды остался город Троицк: «Как правило, такие огромные хвостохранилища формируются в условиях естественного рельефа, например, в ущельях гор. А у нас планируется искусственная круговая дамба высотой 95 метров! Абсолютно убежден в том, что искусственная дамба не удержит загрязнителей, которые буду накоплены в хвостохранилище Томинского ГОКа».
О проблемах гидрогеологии на площадке будущего Томинского ГОКа говорила независимый эксперт Светлана Князева: «Это проблемная территория, потому что через площадку ГОКа проходят два тектонических разлома – Тимофеевский и Томинский. Что это такое? Это зона трещиноватостей в земной коре, что повышает коэффициент фильтрации и увеличивает опасность попадания вредных веществ в подземные воды. А на этой территории много поселков, которые пьют именно из подземных источников! Кроме того, тектонические разломы идут с юго-востока на северо-запад, то есть от площадки Томинского ГОКа прямо к Шершневскому водохранилищу и реке Миасс. Они также будут способствовать распространению загрязнений. Это очень проблемная территория, и на ней ни в коем случае нельзя строить предприятий первого класса опасности.
Челябинск уже сегодня можно назвать городом экологического бедствия за счет тех предприятий, которые были здесь построены в годы войны. К сожалению, они уже есть, и нужно бороться за то, чтобы совершенствовались технологии очистки выбросов. Но ГОК еще не построен, и мы должны сказать, что строить его просто нельзя! Потому что все рядом – водохранилище, город».
Основной слабой стороной прогноза эксплуатации Томинского ГОКа спикеры называли гидрогеологические особенности площадки, на которой он будет построен. А также подчеркивали, что нормативная база не может быть применена в этом случае, потому что слишком близко от горно-обогатительного комбината будет находиться, прежде всего, безальтернативный питьевой источник Челябинска.
«Я часто бываю в Карабаше и все время думаю, почему мы не знаем имена людей, которые принимали решение по технологиям производства и складированию отходов на этой территории? – подчеркнул Сергей Денисов. – Я бы издал книгу, в которой назвал бы эти имена. Чтобы помнили, кто должен отвечать за подобные решения. Ведь многое у нас построено на чувстве безнаказанности. Донные отложения Аргазинского водохранилища сегодня на 15% – пириты. Если дно обнажится, мы получим серную кислоту, которая очень быстро окажется в Шершневском водохранилище. Не думаю, что наша очистка справится с тяжелыми металлами».
Выступавшим возразила начальник управления по экологии РМК Наталья Гончар, упрекнув их в незнании особенностей руды Томинского месторождения и тонкостей технологического процесса на будущем предприятии: «Кроме того, я уже неоднократно говорила о том, что мы специально провели дополнительные изыскания на промплощадке, оценили безопасность, и весь комплект документации был представлен на изучение государственных экспертов. Нужно изучить эту документацию, чтобы делать выводы, которые мы слышим сегодня».
В ответ Светлана Князева потребовала предоставить общественности возможность изучить эти документы: «Почему, начиная с июня, вы не представили общественности окончательный вариант ОВОС? Мы неоднократно обращались по этому поводу в министерство экологии и к губернатору – безрезультатно».
На что Наталья Гончар ответила: «Если внимательно прочитаете приказ 372-й, то узнаете, что окончательный ОВОС уже не выкладывается для изучения представителями общественности».
Вся таблица Менделеева
Вновь много было сказано о возможности попадания в подземные и поверхностные воды, а затем в Шершневское водохранилище мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, марганца, никеля... «Все это есть в наших медных рудах, – подчеркнула Светлана Князева. – И все это может попасть в подземные воды».
Ее поддержала выпускница Московского химико-технологического института имени Менделеева, химик с тридцатилетним стажем Надежда Вертяховская: «Что касается ОВОС по Томинскому ГОКу, то более всего меня возмущает заключение, что предприятие относится к пятому классу опасности! А в хвостах будут содержаться тяжелые металлы! Это 1-2 классы опасности. Это сульфид меди, который всегда сопровождает сульфид железа. В хвостах образуются сульфаты металлов и, стало быть, серная кислота, которая растворяет все остальное. Значит, все тяжелые металлы, которые там будут присутствовать, приобретают растворимую форму. И соответственно, первые же дожди все это смоют в Шершни. Все растворимые отходы пойдут также и в подземные источники. Плюс ко всему, серная кислота, которую невозможно нейтрализовать. Если сульфаты попали в воду, в донных слоях они превращаются в сероводород, отчего погибает рыба».
Пьем то, что сливаем
Кстати, именно Надежда Вертяховская вернула собравшихся в день сегодняшний. Она рассказала о проблемах Шершневского водохранилища в последние годы: «В настоящее время я работаю на фармацевтической фабрике, в мои обязанности входит подготовка воды для фармацевтического производства, поэтому с проблемой качества воды в нашем водопроводе я знакома хорошо. В прошлом году, когда наша вода запахла дустом, а в водохранилище наблюдалось обилие сине-зеленых водорослей, я отправила обращения в Роспотребнадзор и Минэкологии России».
По словам Надежды Вертяховской, это вызвано застройкой побережья Шершней жилыми районами и отсутствием в этих районах очистных сооружений. В своем письме специалист отметила: «Прошу принять срочные меры по вопросу качества питьевой воды в городе Челябинске. Уже несколько недель вода имеет устойчивый запах дуста ( 1,1,1-Трихлор-2,2-ди(п-хлорфенил)этан – справочник «Вредные вещества в промышленности» под редакцией Лазарева, т.1 стр.330-337). Вода не пригодна для приготовления пищи, не пригодна для принятия гигиенических процедур. Белье, выстиранное в челябинской воде, имеет устойчивый запах ДДТ, который не устраняется при высушивании».
Варианты ответов надзорных органов на свои запросы Надежда Вертяховская любезно предоставила редакции 74.ru. Большую часть из них можно назвать откровенными отписками.
В ответе регионального министерства по радиационной и экологической безопасности от 11.12.14. говорится, что основным источником загрязнения Шершневского водохранилища тяжелыми металлами и сульфатами является Аргазинское водохранилище, куда все это приносит река Сак-Элга. А также, что для решения этих проблем разработана региональная целевая программа «Чистая вода», мероприятия включены также в федеральную программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2020 годы».
Что касается проблем загрязнения Шершней органическими веществами, то в ответе речь идет об установлении режима водоохраной зоны. Но, как мы знаем сегодня, строительство на берегах водохранилища продолжается, проблема не решена.
В ответе же Роспотребнадзора РФ от 30.10. 15 (копия есть в приложениях к материалу) говорится об очистке воды марганцем, что, по словам Надежды Вертяховской, вызывает новый вопрос: как будет затем вода очищаться от марганца?
Тему загрязнения Шершневского водохранилища органическими веществами с неожиданной стороны поддержала начальник отдела экологии Томинского ГОКа Наталья Хохрякова: «Тема этой конференции поднимает проблему улучшении качества воды в водохранилище питьевого назначения. Да, есть серьезные проблемы этого водохранилища – качество Шершней уже понизилось до третьего уровня, значит, вода грязная. Показателем служат сине-зеленые водоросли. Надо принимать меры, чтобы Шершневское водохранилище спасти, реабилитировать и обеспечить город питьевой водой нужного качества.
Почему тогда вы говорите о Томинском ГОКе, которого еще нет в природе? Он не виноват, что на протяжении 50 лет снижалось качество воды в водохранилище. Вокруг Шершневского водохранилища продолжают строить населенные пункты, их становится все больше. И там отсутствует система водоотведения в виде канализационных отводов. Поэтому идет проникновение канализационных отходов в Шершни. Нужно сегодня об этом говорить! Чтобы неочищенные стоки не поступали в водохранилище! Они несут фосфор и азот! А мы два часа говорим о том, строить или не строить Томинский ГОК вместо того, чтобы говорить о строительстве очистных сооружений и отводе канализационных вод».
Это выступление участники конференции восприняли как циничное. «Это называется эффектом разбитого окна: вы – грязные, так мы еще вам добавим!», – охарактеризовал реплику Натальи Хохряковой Сергей Денисов.
Надо сказать, что выступления всех участников конференции, в том числе и представителей РМК, были очень эмоциональными. А эмоции, как правило, не позволяют людям услышать друг друга.
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Павла Васильева и с сайта Youtube.com пользователя Сила Сибири, монтаж Марии Романовой