Суд 12 января принял решение о рассмотрении в общем порядке уголовного дела в отношении Андрея Беспалова и Марата Мамлеева, которые обвиняются в хищении в общей сложности более миллиона рублей со счетов благотворительных организаций и родителей тяжело больных детей. Об этом сообщила помощник прокурора Курчатовского района, гособвинитель Диляра Хатипова. О том, как совершались преступления и почему родители мальчика, страдающего ДЦП, не хотят принимать компенсацию от аферистов, – в материале Chelyabinsk.ru.
Сайт Chelyabinsk.ru ранее рассказывал об историях нескольких южноуральских семей, ставших, как полагает следствие, жертвами 30-летнего Андрея Беспалова, 26-летнего Марата Мамлеева и их неустановленных следствием сообщников. В большинстве случаев денег, собранных благотворительными фондами и неравнодушными людьми, лишались онкобольные малыши, дети, страдающие тяжелыми врожденными заболеваниями. Один из детей, чья мать сегодня добивается строгого наказания для аферистов, скончался от рака, после того как средства на его лечение были похищены.
Среди жертв кибермошенников, кроме родителей больных детей, благотворительный фонд «Живи, малыш» и Челябинская благотворительная организация защиты животных «Я живой». Суммы хищений составили от 5 тыс. до 300 тыс. руб.
Задержали кибермошенников в июле 2014 года сотрудники отдела «К» ГУ МВД по Челябинской области. Они же при оперативном сопровождении УФСБ области по крупинкам собирали доказательства, так как подозреваемые отказались давать показания в ходе предварительного расследования, воспользовавшись статьей 51 Конституции.
Итак, по версии следствия, большую часть доказанных преступлений они совершили весной-летом 2014 года.
Как поясняла ранее старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева, обвиняемые через неустановленных пособников получали информацию о персональных данных граждан, их абонентских номерах, а в ряде случаев и банковских счетах и паролях для управления этим счетом. После этого они блокировали оригиналы сим-карт, одновременно переводя их номера на свои сим-карты. В дальнейшем на основе этих сведений они похищали средства, находившиеся на счетах граждан в ОАО «Сбербанк России», в электронных кошельках Qiwi, WebMoney и других.
Аферисты по липовым документам получали в салонах связи дубликаты сим-карт владельцев счетов. В том числе они использовали поддельные доверенности, делали копии паспортов с данными потерпевших и своими фотографиями.
Больше года велось следствие, в итоге в октябре 2015 года уголовное дело направили в суд.
«В суде обвиняемые заявили ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке особого (сокращенного) судопроизводства, – рассказала Диляра Хатипова. – Рассмотрение началось. Однако в ходе заседания подсудимые заявили, что признают вину лишь частично: они утверждают, что совершали преступления группой лиц, но отрицают, что действовали организованной преступной группой, тогда как им вменены именно преступления в составе ОПГ. В связи с этим 12 января нами было заявлено ходатайство о рассмотрении уголовного дела в общем порядке, которое удовлетворено судом. Первое судебное заседание назначено на 29 января на 14:00».
Обвиняемым в мошенничестве в сфере компьютерной информации (ч. 1, 2, 4 ст. 159.6 УК РФ) грозит лишение свободы сроком до 10 лет.
Диляра Хатипова пояснила, что Баспалов обвиняется в совершении тринадцати, Мамлеев – шести преступлений, связанных с мошенничеством в сфере компьютерной информации. Часть из афер, по версии следствия, совершена ими в составе организованной преступной группы.
«Потерпевших, вместе с представителями, 13 человек, – уточнила прокурор. – В ходе судебного заседания подсудимые заявили, что искренне раскаиваются в содеянном, принесли потерпевшим публичные извинения. Кроме того, они в полном объеме возместили всем материальный ущерб, в связи с чем гражданские иски были отозваны. Несмотря на это все люди, пострадавшие от действий Беспалова и Мамедова, настаивают на максимально строгом наказании для них».
У одного из потерпевших – Юрия Гарифуллина – со счета украли 274 тысячи рублей, предназначенных на лечение шестилетнего сына, страдающего ДЦП и тяжелейшей формой эпилепсии – синдромом Веста.
«Действительно, в суде они (обвиняемые. – Прим. авт.) встали по требованию судьи, повернулись к нам и извинились, но это выглядело как в плохом театре, очень неискренне, – рассказал Юрий Гарифуллин. – Конечно, они сегодня сделают все, чтобы попытаться избежать строгого наказания. Деньги они действительно выплатили украденные, так как представитель банка (банкам изначально пришлось возвращать пострадавшим похищенные с их счетов средства. – Прим. авт.) от иска на сумму около 500 тысяч рублей отказался. Некоторые родители сказали, что получили деньги напрямую от адвокатов подсудимых. Только вот интересно, где они взяли столько денег, чтобы всем всё выплатить...»
Юрий Гарифуллин также отметил, что к нему обращались адвокаты подсудимых с предложением компенсировать причиненный преступлением моральный вред. «Нам как раз в то время недоставало денег на лечение в Чехии, но я отказался от предложения, – сказал отец больного малыша. – Ведь, скорее всего, это деньги, которые они украли у кого-то другого. Да, говорят, что деньги не пахнут, но я думаю, что это было бы некрасиво...»
При этом деньги на лечение сыну Максиму все-таки нашли через благотворителей, перед Новым годом мальчик с мамой вернулись из Чехии, а в апреле, если будет достаточно средств, полетят в Польшу, в центр интенсивной терапии «Олинек» в Варшаве.
«Мне все говорят, что Максиму помогает вселенная, потому что он во всех случаях вылетал на лечение в срок, – отметил Юрий Гарифуллин. – Прогресс от лечения понемногу виден. Главная наша победа – это то, что сын начал делать первые шажочки с помощью ходунков».
Юрий Гарифуллин выражает огромную благодарность всем, кто не остается безучастным к здоровью его ребенка.
Сайт Chelyabinsk.ru следит за ходом судебного процесса.
Фото: Фото Олега Каргаполова