В Минтрансе прошло совещание с участием представителей Центробанка, Минфина, страхового сообщества, игроков рынка, на котором объявлено о планируемой корректировке тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В частности, речь идет о возможном снижении тарифов по автомобильным перевозкам и повышении – по воздушным. Возможная корректировка тарифов по ОСГОП в сторону понижения по отдельным видам транспорта может оказаться преждевременным шагом.
Закон об ОСГОП (№67-ФЗ) вступил в силу в 2013 году и распространяется на все виды коммерческих пассажирских перевозок, за исключением метрополитена. Ежегодные сборы по этому виду страхования составляют примерно 3,5 млрд рублей.
Хотя уровень выплат в этом сегменте пока сравнительно небольшой, количество обращений граждан за страховыми выплатами продолжает расти. За три года этот показатель увеличился на 45%, и, по нашим прогнозам, будет расти и дальше. Это означает, что трехлетний срок все-таки недостаточен для того, чтобы делать окончательные выводы об убыточности этого вида страхования и о необходимости корректировки действующих тарифов в большую или меньшую сторону. По мере роста информированности граждан о своих правах на получение компенсаций они все чаще обращаются за выплатами. Для формирования всеобъемлющей статистики убыточности необходим более существенный срок.
Считаю, что сокращение рынка ОСГОП, которое возможно в результате корректировки тарифов, приведет к росту убыточности этого вида страхования и поставит перед многими компаниями вопрос о дальнейшей работе в этом сегменте страхования. Конечно, основные игроки не покинут рынок, но компании с небольшими портфелями с большой вероятностью примут решение о нецелесообразности участия в ОСГОП.
Более логичным шагом на данном этапе является внесение изменений в закон, необходимость которых выявили первые годы его действия. Это, в частности, изменения, связанные с тарификацией по количеству мест в транспортном средстве, распространение действие закона на перевозки школьников, включение в покрытие экипажей транспортных средств и другие.
В дальнейшем, после внесения в закон этих изменений, можно было бы разрабатывать дорожную карту перехода на свободное ценообразование по аналогии с тем, которое сейчас обсуждается в ОСАГО. В случае либерализации тарифов рынок за достаточно короткое время сам определит приемлемый для всех уровень, особенно для тех сегментов, которые уже сейчас демонстрируют радикально высокую убыточность из-за изначальной недооценки тарифов.
Кроме того, необходимо более жестко контролировать тех перевозчиков, которые до сих пор уклоняются от приобретения страхового полиса либо намеренно занижают количество перевозимых пассажиров или количества транспортных средств для оптимизации затрат на страхование.
Николай Галушин – первый заместитель председателя правления АО «СОГАЗ». Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «Международные экономические отношения». Работая в компаниях «Ингосстрах», ООО «Группа Ренессанс Страхование», специализировался на страховании промышленных, коммерческих и других организаций.
Николай Галушин
Фото: Фото предоставлено Николаем Галушиным